Это интересно

PAPI или СAPI?

"При CAPI интервью есть возможность работать с базой, не дожидаясь окончания полевого этапа, что может сэкономить сроки". Интервью с Ольгой Беляевой, руководителем отдела количественных исследований MARC Russia

alt

  Ваша компания занимается проведением опросов с использованием технологии CAPI. Каким образом функционирует данная система? Что представляет собой данный метод опроса? Как организуется сбор данных на планшетах?

Сбор данных на планшетах – это некий микс из онлайн-опросов и личных интервью. После того как анкета утверждена с клиентом, мы ее программируем для опроса на планшетах (это может быть наше собственное программирование, в случае, если опрос проходит без специального софта, а просто по wi-fi, или программирование от компании Simple Forms, с которыми мы предпочитаем работать по проектам CAPI).

В то же самое время проводится обучение и инструктаж интервьюеров. Им раздаются планшеты, квоты и пр. Получается, что при методологии CAPI мы получаем все плюсы и от F2F, и от онлайн интервью. От F2F: возможность опроса сложнодостижимой аудитории, более качественный сбор данных, возможность более тщательного контроля качества поля. От онлайн опроса: запрограммированная анкета, значит отсутствие ошибок ввода и ошибок при переходах между вопросами, возможность отслеживать квоты и статус поля практически в режиме реального времени, возможность записи голоса (что само по себе уже является контролем).

В отличие от обычных интервью на бумаге, при CAPI интервью есть возможность работать с базой, не дожидаясь окончания полевого этапа, что может сэкономить сроки в итоге. Например, если в анкете имеются открытые вопросы, то ответы на них можно начинать транскрибировать и кодировать после каждого дня проведенных работ, не дожидаясь, когда будет собрана вся база интервью. Также параллельно можно вести контроль проведенных работ (прослушку аудиозаписей интервью по каждому дню).

На какие «плюсы» и «минусы» этого метода Вы могли бы указать? Каковы основные преимущества сбора данных с помощью планшетов?

Частично уже ответила выше. Плюсы: отсутствие ошибок ввода и ошибок переходов по анкете, возможность практически в режиме онлайн отслеживать статус поля, более простой способ для получения аудиозаписей интервью, нежели чем при использовании обычного диктофона, возможность поэтапного контроля базы и поэтапной (после каждого дня) транскрибации и кодировки, т.к. не нужно время на ввод данных с бумаги.

Минусов метода практически нет, думаю в ближайшее время они будут побеждены полностью с развитием метода. Из нашей личной практики мы сталкивались с такими моментами: при опросе на улице не всегда подходит планшет по погодным условиям – в холодный период может замерзать и плохо реагировать, летом – бликует и работать сложнее, чем с бумаги. Также из минусов – иногда бывают технические проблемы: не всегда стопроцентно записываются аудиозаписи всех интервью, иногда собранные анкеты теряются пре пересылке из планшета интервьюера в личный кабинет заказчика (агентства) – единичные случаи. Анкета для опроса на планшете должна быть максимально простой и понятной. По техническим причинам, в такой анкете не может быть вопросов, которые построены по принципу таблицы, где по каждой характеристике нужно выбрать несколько ответов. То есть для планшетов лучше использовать какие-то простые вопросы, которые хорошо отображаются на экране. Также существует ограничение на открытые вопросы. По опыту, интервьюерам сложно записывать за респондентами большие развернутые ответы. Лучше при опросе на планшетах использовать максимально вопросы с прекодированным списком или полностью закрытые. Если необходимо включение открытого вопроса, то небольшого, например, открытое «другое» или тогда писать аудиозапись такого открытого вопроса и затем расшифровывать ее для экономии времени.

Много ли опросов сейчас производится по методу CAPI? Вытесняют ли CAPI-опросы другие методики? Какие методы способны составить конкуренцию CAPI?

В нашей компании – не очень много, не более четверти от всех F2F проектов. Нет, на текущий момент не вытесняют. В нашей компании пока больше исследований проводится методом онлайн-опросов; опросы на планшетах пока не могут конкурировать по объемам с онлайн проектами.

Насколько повлиял текущий финансовый кризис на заказы?

На заказы проектов с методологией CAPI кризис никак не повлиял. Данные проекты предлагаются или не предлагаются клиенту в зависимости от задач исследования. В случае, если для решения задач необходим небольшой опрос на выходе/ на улице/ в магазине или другой небольшой F2F проект, то Заказчику будет предложена возможность проведения опроса на планшете. Наоборот с появлением такой компании как Simple Forms в последнее время опросы на планшетах стали доступнее, т.к. сотрудничество с Simple Forms более выгодное, чем с зарубежными аналогами, с которыми ранее приходилось работать при опросе на планшете (имею в виду без использования интернета).

Есть ли у вас собственная методика обучения сотрудников и подготовка их к реальной работе?

Наша методика скорее не собственная, а традиционная для любого F2F проекта. Обязательно проводится инструктаж со всеми интервьюерами, которые будут работать на проекте, где детально разбираются все вопросы анкеты.

Далее под наблюдением менеджера проекта или полевого менеджера интервьюеры проходят тестовые анкеты (например, могут опрашивать друг друга), для понимания, как выглядит в конкретном проекте анкета на планшете, как необходимо сохранять анкету, как переходить к следующей, как выгружать анкеты и пр.

Также на инструктаже интервьюерам выдается квотное задание (на день/ на неделю или в том формате, который требуется), которое в обязательном порядке также проговаривается с менеджером.

Мы предпочитаем 100% аудиозапись при проведении опросов на планшетах, поэтому после проведения первых интервью, менеджер имеет возможность послушать пилотные анкеты и дать комментарии, в случае возникновения ошибок/ неточностей. Что касается полевого менеджера - основная задача в данном случае (при опросе без использования Интернета) – контроль за выгрузкой анкет (обычно каждый вечер после завершения рабочего дня интервьюера и перераспределение квот на следующий день). После одного-двух проектов данные задачи не кажутся сложными.

Возможно ли сфабриковать данные на планшете? Расскажите о методах контроля

Сфабриковать данные гораздо сложнее, чем при других методах. Современные технологии позволяют быть почти 100% уверенными в качестве проведенного поля.

• При работе на планшетах можно задать для каждого интервьюера радиус его работы (отметить территориально те места, где может быть проведен опрос и где – нет).

• Каждое интервью может быть сделано со 100% аудиозаписью. Соответственно, контролер может убедиться, что все ответы совпадают с записью.

• При необходимости аудиозапись можно начинать не с 1 вопроса, а с момента поиска респондента, чтобы быть уверенным, что респондент был правильным образом приглашен к опросу

• Можно попросить у респондента номер телефона для дальнейшего телефонного контроля, номер будет слышно на записи, что исключает риск фальсификации респондентов

• В целом возможность аудиозаписи не позволяет интервьюерам проводить полевые работы некачественным образом.

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск