Это интересно

PAPI или СAPI?

"Уже 2,5 года, как мы отказались от бумаги". Интервью с Александром Нода, директором агентства СВОИ.

alt

 Ваша компания занимается проведением опросов с использованием технологии CAPI. Каким образом функционирует данная система? Что представляет собой данный метод опроса? Как организуется сбор данных на планшетах?

СВОИ занимаются CAPI и теперь только планшеты у нас в приоритете. Уже 2,5 года, как мы отказались от бумаги. Теперь больше никаких PAPI у нас не бывает. Программного обеспечения на планшеты не так много. К сожалению, нет варианта для нашей страны SurveyMonkey для работы в оффлайн на планшетах, и проходится платить SimpleForms и аналогам по 15 копеек за каждый вопрос с аудиозаписью. Благо в последнее время появились конкуренты. Сейчас мы часть проектов делаем на Quizer, поскольку это, во-первых, пока бесплатно (льготный период, чтобы сисадмин разобрался с этой программой), а во-вторых, они более чутко реагируют на запросы клиентов, поскольку осваивают рынок и настроены клиентоориентированно. Программа объективно пока сыровата, но прогресс на лицо. Конечно, импортные заказчики высылают ссылки на свои программы. Работаем и в них. Особых трудностей не возникает. Если кто задумается локализовать импортного поставщика соответствующего ПО, то мы готовы поработать в команде.

Очень редко из жадности (Заказчика) используем ссылки на интернет-опросы через планшет – когда прием отличный, то в принципе можно использовать 3G и условно-бесплатный софт. Так мы проводили экзитпол, используя SurveyMonkey, – заказчик имел ссылку на результаты и в режиме онлайн видел все. Удобно, не платишь за каждый вопрос, а только 19 тысяч рублей за год. Тогда как платежи SimpleForms в разгар выборов уходили даже за сотню тысяч рублей в месяц.

Хорошо зарекомендовали себя десятидюймовые планшеты Lenovo A-7600.

На какие «плюсы» и «минусы» этого метода Вы могли бы указать? Каковы основные преимущества сбора данных с помощью планшетов?

«Плюсы»

«Минусы»

Осведомленный заказчик доволен – он видит все по ссылке.

Не понимающий Заказчик не желает переплачивать за планшеты и легко отдаст заказ конкуренту на бумаге.

Интервьюеры-халявщики легко отлавливаются и устраняются отстраняются

Далеко не все интервьюеры способны не халявить пользоваться планшетом

Появляется явное конкурентное преимущество – собственный парк из 40-ка десятидюймовых планшетов. Можно даже просить госЗаказчика включить пункт в конкурсную документацию

Как же дорого формировать это конкурентное преимущество, сознавая, что эти затраты никогда не окупятся, поскольку их разбивают, воруют, да и просто они морально-устаревают.

Исследователь спокоен за качество собранной информации, поскольку есть GPS-метки и аудиозаписи.

Техника глючит. Слишком умные интервьюеры, обходят родительский контроль и отключают GPS. Обновление программы во время проекта.

Больше не надо «набивать» анкеты. Массив появляется сразу после окончания проекта. Профессия набивщика ушла в прошлое.

15 копеек за вопрос. «Набивщики» брали меньше.

Контроль становится менее затратным – не надо делать 100% телефонный контроль. Наши бывшие кодировщики переучились и стали работать на прослушку из Квизера и Симпл-формз.

Появились немалые расходы на «прослушку» аудиозаписей интервью.

Респонденты лучше реагируют на интервьюера с планшетом.

Интервьюеры не покупают планшеты себе для работы.

Много ли опросов сейчас производится по методу CAPI? Вытесняют ли CAPI-опросы другие методики? Какие методы способны составить конкуренцию CAPI?

CAPI вытесняют только PAPI. Доля личных непосредственных интервью с каждым годом сокращается. Возможно, ввод планшетов ускорил сокращение доли заказов на личные интервью из-за роста стоимости этого вида социологических работ. «Телефонники» побеждают CAPI, поскольку они быстрее и дешевле. «Онлайн» опросы с последующим ремонтом выборки окончательно завалят CAPI. А планшеты (оцените работу нашего сотрудника) как формат обратной связи добивает как метод клиент-мониторинг.

Насколько повлиял текущий финансовый кризис на заказы?

Как еще может влиять финансовый кризис на заказы? Конечно, сократились опросы на планшеты, и выросли заказы на CATI. Заказчик привыкнет и вряд ли вернется к личным интервью. Регионалам надо формировать свои собственные онлайн-панели и торговать ими, опять же на подряде у столичных социологических агентств.

Есть ли у вас собственная методика обучения сотрудников и подготовка их к реальной работе?

Не слышал про универсальные методики обучения. Поэтому используем свои инструкции для интервьюеров, обучающие презентации и видео. И конечно, тестирование друг на друге опроса перед каждым проведенным интервью. Всем новеньким интервьюерам даем послушать аудиозаписи «косячных» интервью, сделанных на планшетах, чтобы не было соблазна проверить нашу систему контроля.

Возможно ли сфабриковать данные на планшете? Расскажите о методах контроля

Да, это возможно. Поэтому нужно даже при опросе на планшетах оставаться бдительным.

1) GPS-хакер. Если интервьюеру предстоит опрос в центральном районе города, где конверсия хуже, то он может, обойдя родительский контроль (должен быть установлен на каждом планшете) установить программу корректировки GPS. Решить эту проблему не сложно – в любом случае запрашивать телефон как средство контроля и при выборочном опросе уточнять микрорайон или даже адрес, где проходил опрос.

2) Конспиратор. Некоторые редкие умельцы заклеивают микрофон скотчем или тесно прижимают микрофон к телу, чтобы не было возможности услышать что-то при прослушке (например, пропуск вопросов и/или их самозаполнение). Решение – не оплачивать все интервью с плохой аудиозаписью.

3) Актер. Иной раз в хитром интервьюере просыпается Максим Галкин, и он на разные голоса начинает сам себя опрашивать. Изредка получатся весьма и весьма убедительно. Лечится телефонным звонком и сравнением голоса опрашиваемого знакомого с аудиозаписью на планшете.

4) Дружелюбный. При опросе на точке интервьюер может обзвонить всех своих друзей, чтобы они пришли к нему и были опрошены под запись. Решение – телефонный контроль с вопросом-ловушкой.

© 2019 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск