Оглоблин Роман

Мне посчастливилось стоять у самых истоков создания Ассоциации, именно Ярославль можно считать ее «колыбелью». И хотя прошло уже немало времени с тех пор, я с нетерпением жду каждую встречу с коллегами, чтобы насладиться профессиональным общением и зарядиться обоймой свежих идей.

Роман Оглоблин, Исследовательская компания «Социс», Ярославль

В статье наши иностранные коллеги изложили ключевые выводы с конференции ESRA (European Survey Research Association) о проведении опросов на мобильных устройствах.

alt

С 17 по 21 июля 2017 года в Лиссабоне (Португалия) состоялась конференция ESRA (European Survey Research Association). На ней было представлено более 700 презентаций от ведущих экспертов исследовательской отрасли. В статье автор изложил ключевые выводы конференции о проведении опросов на мобильных устройствах.

Опросы должны быть оптимизированы для разрешения экранов смартфонов не хуже, чем для ПК.

На протяжении многих лет считалось, что оптимизация опросов для экранов смартфонов гораздо более серьезная проблема, чем для экранов ПК. Однако несколько исследований, представленных на этой конференции, показали, что это не так.

Что такое оптимизация опросов для экранов мобильных устройств?

Во многом оптимизация опроса для экрана мобильного устройства является результатом подхода Mobile First. Оптимизация опросов для экранов мобильных устройств похожа на оптимизацию для ПК, только должны использоваться короткие описания, небольшое количество баллов в шкале, гибкое программное обеспечение.

Другой способ работы - представить строки по одной за раз (в настоящее время существует множество способов сделать это). Например, после ответа пользователь прокручивает строку до следующего вопроса (или автоматически переходит к следующей строке). В коммерческих проектах поэтапный подход часто достигается путем отображения каждого элемента на новой странице.

Длинное описание - проблема №1

Дон Диллман акцентировал внимание на том, что если используются длинные описания, то трудно создать опрос, оптимизированный для мобильных устройств. Например, вопрос, что важно при выборе места для отдыха:

«Большой выбор культурных мероприятий и музеев»

«Удобно добираться из моей страны в пункт назначения».

«Широкий выбор водных видов спорта, таких как парусный спорт, рыбалка, серфинг, водные лыжи и сноркелинг».

На смартфоне длинные описания не позволяют сделать несколько строк и шкалы видимыми. Убедитесь, что кнопки или слайдеры просты в использовании. Если описания длинные, то в мобильной версии нужно использовать каждый элемент в отдельности.

Длинное описание - проблема №2

Несколько исследований показали, что длинные описания (длинные инструкции и вопросы), как правило, плохо воспринимаются участниками. Это актуально для всех видов опроса: Web, мобильная версия или опрос на бумаге. Несколько исследователей подчеркнули необходимость проведения пилотного проекта при разработке новых опросов для оценки того, что думают участники.

Поворот смартфона по горизонтали – отличный вариант

В прошлом многие исследователи полагали, что лучший вариант - попросить участников исследования использовать свой телефон в горизонтальном режиме, особенно для шкал и таблиц. Однако несколько исследований показали, что (даже когда респондентов просят) это делают лишь немногие. Держали свои телефоны в горизонтальном положении только молодые люди, которые, вероятно, используют свои телефоны для игр.

Использование Mobile First может изменить результаты

Оптимизация опросов для мобильных устройств изменяет результаты, поскольку увеличивает количество людей, принимающих участие в опросе. Это известно давно.

Многие люди предпочитают использовать мобильные устройства при опросе, и если у участников есть выбор использовать ПК или мобильный, то увеличивается охват исследования.

Сократить баллы в шкале

Несколько экспертов говорили о необходимости быть более гибкими и уходить от длинных шкал к более простым вариантам, используя выбор, а не оценку. Доказательство этой точки зрения было предоставлено Рэнделом Томасом и Френсисом Барласом из компании GfK. Они показали, что шкалы с меньшим количеством баллов легче читать на смартфоне, информация была очень схожей, а дифференциаций было больше.

Томас и Барлас рекомендовали двухбалльные и трехбалльные шкалы (например, не нравится, нейтрально, нравится).

Ориентируйтесь на униполярные шкалы

В большинстве случаев Томас и Барлас обнаружили, что в США биполярные шкалы работают лучше, чем униполярные. Но они также отметили, что для многих языков существуют проблемы перевода биполярных шкал, и это создает нежелательные различия в данных. Поэтому лучше использовать униполярные шкалы.

Исследователи обучают людей использовать ПК?

Несколько исследований, например данные SurveyMonkey, показали, что люди, которые не были участниками панелей, почти в 50% случаев используют мобильное устройство. Тем не менее, в панельных исследованиях доля мобильных телефонов приближается к 20-30%. Возможно, плохая производительность мобильных телефонов в прошлом препятствовала участию в панелях? Если это так, это еще одна причина, по которой нам необходимо принять подход Mobile First.

Исследователи недостаточно работают над тем, чтобы оптимизировать опросы под мобильные устройства.

Сью Йорк представила данные компании Research Now, которые показали, что доля опросов на мобильных устройствах на протяжении последних 3 лет почти не увеличилась. Таблица из презентации представлена ниже:

alt

Несмотря на все усилия панельных компаний, почти треть опросов в Research Now, оценивается как «Несовместимые», почти четверть «Возможные», менее половины, из которых являются «Подходящими» или «Оптимизированными» для мобильных.

Если это не работает на мобильных устройствах, не делайте этого

Некоторые эксперты утверждают, что конкретные типы вопросов работают только на ПК (например, некоторые типы интерактивных вопросов). Если у вас есть опрос только на ПК, попробуйте перепроектировать его, чтобы он работал на смартфоне.

Смартфоны еще не готовы к высшей лиге

Были некоторые интересные работы по использованию смартфонов, например, приложения для сбора медиа-информации, широковещательная передача сообщений и GPS-отслеживание дневников путешествий. И в каждом случае возникали свои проблемы. Для сбора медиа-информации требуются загрузки приложений и значительные стимулы для каждого участника.

GPS-отслеживание дневников путешествий было, пожалуй, наиболее показательным. Экспериментальное исследование, представленное на конференции, показало, что собранные данные могут быть полезнее, чем бумажные ежедневники, а данные о пройденном расстоянии точнее. Однако в приложении не отразилось количество поездок. Одной из причин было то, что приложение отключилось, когда индикатор батареи достиг 20% -ного остатка.

Ключевые выводы:

- Не все пользователи смартфонов будут принимать участие, поэтому могут возникнуть проблемы сопоставимости выборки. Мы можем узнать много о небольшой и не обязательно репрезентативной группе.

- Новые системы предоставляют данные, отличающиеся от прежних (например, дневники). Это значит, что многие компании захотят отложить изменения до тех пор, пока они не будут уверены, что могут достичь всех преимуществ сразу без сбоев.

- Нам нужно продолжать экспериментировать и испытывать новые системы; Они становятся лучше и могут предоставлять более полную информацию.

- Такие проблемы, как информированное согласие, становятся еще более сложными при пассивном сборе данных.

Конфиденциальность данных и информированное согласие - проблемы впереди

Исследование рынка основано на информированном согласии. В статье Барбары Фелдерер и Аннелис Блом были освещены некоторые проблемы, связанные с конфиденциальностью и согласием. В Германии людей попросили ввести свое текущее местоположение (с такими параметрами, как адрес, почтовый индекс и т. д.). Более 90% участников сделали это. Тем не менее, в рамках опроса информация о местоположении автоматически собиралась с помощью GPS. Около трети людей, которые набрали свой адрес, сказали «нет» на свое местоположение GPS. Это говорит о том, что мы не должны просто собирать данные GPS без согласия, и это согласие не обязательно будет дано, когда мы его попросим.

Только смартфоны

В мире используется более 7 миллиардов мобильных телефонов. Менее 3 миллиардов из этих телефонов - смартфоны, поэтому сосредоточившись на смартфонах, мы исключаем большинство населения. Тем не менее, скорость освоения смартфонов высока и в будущем это будет не так проблематично. И уже является незначительной проблемой во многих странах.

Основные выводы:

1. Опросы должны быть совместимы с мобильными устройствами, чтобы не отпугнуть участников, если нужны данные, сопоставимые между ПК и мобильным телефоном.

2. Многие исследовательские платформы способны проводить опросы, оптимизированные для мобильных телефонов, но исследователи, похоже, не прилагают для этого никаких усилий.

3. Ни одна из платформ не имеет волшебной кнопки для создания Mobile First опросов, это требует изменений в дизайне, например, небольшие тексты, шкалы и списки ответов.

4. Хорошо спроектированное исследование даст аналогичные результаты как на мобильном, так и на ПК. Плохо спроектированное исследование с большей вероятностью даст разные результаты.

5. Оптимизация для разрешения экрана является проблемой не только смартфонов. Это общая проблема исследований.

6. Используйте трёхбалльные и униполярные шкалы.

7. Если вы разрабатываете новые вопросы, протестируйте их с помощью интервью, чтобы узнать, что думают участники.

Перевод: Карпова Антонина

Источник: http://newmr.org