Экспертное мнение

Выставки – это локомотив экономики

«Выставки – это локомотив экономики. По исследованиям наших немецких коллег, 1 евро, вложенный в выставочную деятельность, приносит 7 евро в бюджет». Интервью с Людмилой Смородовой, исполнительным директором Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

Людмила Сергеевна, какие тенденции развития выставочной индустрии сейчас наблюдаются?

По данным системы сбора статистики РСВЯ после стабилизации экономической ситуации в 2010 году, начиная с 1 квартала 2014 года наблюдалось значительное снижение по основным показателям выставочной деятельности: по итогам 2014 года ВП нетто сократилась на 3%, число экспонентов – на 9%; в 2015 году ВП нетто упала на 15%, число экспонентов – на 10%; в 2016 году темпы снижения этих показателей замедлились, однако оставались высокими (-9% и -7,3% соответственно).

alt

 

Окончательные итоги 2017 года ещё не подведены, сейчас мы завершаем сбор данных.

По итогам 9 месяцев 2017 года отмечается небольшой прирост всех показателей выставочной деятельности, кроме числа посетителей. Темпы прироста ниже, чем в первом квартале текущего года и несущественно ниже, чем по итогам первого полугодия.

Что касается количества выставок: в 2016 году членами РСВЯ было проведено 867 выставок, в 2017 около 800, на 2018 года запланировано проведение 708 мероприятий. Москва и Санкт-Петербург традиционно лидируют в России по количеству и масштабу проводимых выставок.

С какими проблемами сталкивается выставочная индустрия? Растет ли количество выставок? Как повлиял на ситуацию экономический кризис?

Выставочная индустрия всегда является отражением процессов, происходящих в экономике. Низкие темпы прироста экономики обуславливают низкие темпы развития отрасли.

При сравнении динамики ВВП и ИПП с изменением ВП нетто и количества экспонентов выставок членов РСВЯ отмечается преимущественно однонаправленный характер движения этих показателей.
Причинами снижения показателей выставочной деятельности стали текущая экономическая ситуация, снижение промышленного производства, сокращение компаниями рекламных бюджетов, в которые входит участие в выставках, и, соответственно, значительное снижение спроса на участие в выставках, приводящие к снижению предложения.

Естественно, что в условиях экономической нестабильности и необходимости сокращения маркетинговых бюджетов компании вынуждены более тщательно подходить к выбору выставок для участия, отдавая предпочтение более эффективным с точки зрения результативности контактов мероприятиям.

Кризис, безусловно, имеет ряд негативных для бизнеса моментов, однако в создавшихся условиях появляется шанс и стимул оптимизировать бизнес-процессы компании, проявить гибкость, найти новые инструменты, способы ведения бизнеса, освоить новые рынки, занять освободившиеся отраслевые ниши.

Компаниям всегда и особенно в нестабильные периоды можно и нужно использовать участие в выставках как эффективный инструмент поддержания имиджа, продвижения и стимулирования продаж. Не стоит забывать о том, что выставки – это локомотив экономики. По исследованиям наших немецких коллег, 1 евро, вложенный в выставочную деятельность, приносит 7 евро в бюджет.

Каковы Ваши прогнозы на будущее?

Что касается будущего, то в текущих условиях крайне сложно делать прогноз.
Несмотря на продолжающиеся проблемы в экономике и довольно длительное падение основных показателей выставочной деятельности членов РСВЯ в целом, уровень оптимизма относительно роста прибыли достаточно высок – более половины опрошенных членов РСВЯ надеются на это. Ценовая политика в 2017 году характеризовалась планируемым увеличением цен и (в меньшей степени) предоставлением скидок. Уровень расходов преимущественно фиксировался на уровне 2016 года, ряд организаторов планировал увеличить затраты на рекламу, фонд оплаты труда и приобретение техники и оборудования. В отношении мероприятий по повышению эффективности и привлекательности выставок в целом чуть более половины респондентов планировали активизировать свою деятельность в данном направлении (особенно в отношении деловой и сопутствующей программы), и чуть менее половины ответивших планировали оставить все как есть.

Что нужно сейчас для развития выставочной индустрии? И как Ваша организация работает в этом направлении?

РСВЯ развивается как отраслевое объединение организаторов торгово-промышленных выставок, конгрессов и других деловых и культурных событий, которое осуществляет защиту общих интересов выставочных компаний, продвижение их брендов на российском и международных рынках, исследовательскую и аналитическую работу, оказание услуг участникам, внедрение передовых технологий в практику их работы.

Основными направлениями деятельности Союза были и остаются продвижение отечественных товаров и услуг на внутренний и внешние рынки, продвижение российской выставочной индустрии в мире, содействие совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли, развитию материально-технической базы, взаимодействие с органами власти и отраслевыми объединениями, обучение специалистов, информационное обеспечение выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

В первую очередь, для развития выставочной индустрии в регионах, на наш взгляд, необходимо:
- развитие региональных выставочных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в региональных центрах;
- государственная поддержка выставочной деятельности и адресная, точная поддержка отечественных экспонентов (прежде всего, малых и средних предприятий) выставок, проводимых в России и за рубежом;
- прекращение противодействия со стороны администраций городов и регионов, уничтожения выставочных компаний, случаев, когда они оказываются фактически отстранены от организации собственных мероприятий органами власти;
- решение вопросов налогообложения.

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск