Экспертное мнение

«Я не сомневаюсь, что потребность в услугах социологов будет расти»

«Я не сомневаюсь, что потребность в услугах социологов будет расти». Интервью с известным политтехнологом Куклиным Геннадием Владимировичем.

alt

Хотелось бы услышать Ваше экспертное мнение о политических исследованиях в целом: востребованность, достоверность, точность и адекватность.

Я выступаю в данной сфере в двух ипостасях: во-первых, как заказчик исследований. Во-вторых, как социолог я работал заведующим лаборатории в институте социологии, а также был руководителем агентства, которое проводило социологические исследования. Поэтому методы исследований мне хорошо известны. Отношение к политическим исследованиям в последние годы поменялось. Без социологических исследований в настоящее время трудно сформировать правильную политическую стратегию. Те, кто профессионально занимается общественной, экономической или политической деятельностью раньше не доверяли социологии, но со временем уровень доверия со стороны клиентов стал расти.

За мою многолетнюю практику я не встречался с экзитполом, где разница между реальными результатами и исследованием была бы выше, чем на 1-1,5 %. Это еще раз подтверждает достоверность данного вида исследований. Безусловно, мы часто встречаемся с ситуацией, когда происходит «халтура» при проведении исследования, и здесь нужен контроль. В последние годы методики контроля существенно улучшились. Сейчас соответствие генеральной совокупности и выборочной совокупности готовится более квалифицированно, уменьшается статистическая погрешность. Хотя если говорить о вторичных переменных, тут есть еще проблемы, потому что для их нормального рассмотрения требуется довольно большой массив, а не всегда финансы позволяют проводить опросы более широкого масштаба, где вторичные переменные рассматриваются с высокой степенью достоверности с малой долей погрешности.

При проведении исследования я лично отдаю предпочтение двум методам: количественным опросам и фокус-группам. Кроме того, важен еще метод экспертных опросов − это мнение определенной категории лиц, необходимых для понимания ситуации внутриполитической и экономической. Когда мы в совокупности добавляем еще этот третий метод, то мы получаем наиболее полную картину.

Как Вы относитесь к новым методам в исследованиях? Насколько они сейчас востребованы?

Кроме перечисленных трех методов мы еще используем четвертый – метод наблюдения. Мы в основном используем традиционные методы, которые существуют не один десяток лет, хорошо изучены. Эксперименты они конечно хороши, но скорее не в практической, а в теоретической плоскости. Я не готов сейчас рассуждать о новых методах, так как они еще недостаточно наработаны, чтобы говорить о том, что эти методы нам помогут, в тех задачах, которые меня интересуют. Я много лет назад в качестве социолога занимался изучением рынка банковских услуг, причем, как выяснилось, та структура, которая заказывала эти исследования, заказала еще и статистические исследования. И когда совместили результаты статистического и социологического исследования, то результаты совпали до одного процента. Методов еще будет множество, социологи теоретики их изучают, а какие из них мы будем использовать на практике, покажет время. Я пока не готов использовать эти методики.

А что должно Вас подтолкнуть к этим экспериментам с методиками?

Меня нужно убедить, но пока этого никто не сделал.

Чем Вы руководствуетесь при выборе исследовательской компании? Могли бы Вы перечислить критерии выбора компании?

Есть три критерия, на которые ориентируюсь лично я, хотя они очень субъективны. Первый критерий очень важен, но не является основным – это личное знакомство с тем или иным социологом и его компанией, а также длительность контакта с ним. Второй критерий – это наличие полевой сети у социолога в определенном регионе. Третий критерий – это цена.

Раньше говорили «социолог – это зеркало», сейчас говорят: «социолог – это консультант». Вы согласны с этим мнением?

Есть социологи, которые выше исследования не идут, т.е. в отчете они буквально дают какие основные выводы и статистику. Этот уровень отчета в принципе неплох. Есть социологи, которые дают подробный анализ, рекомендации и предложения. Т.е. выводы более широкие, чем просто констатация фактов. Меня устраивают оба похода, так как я сам, как социолог, имею возможность сделать нужные выводы.

С Вашей точки зрения, какой подход более жизнеспособен в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Для клиентов удобнее второй подход, когда даются подробные выводы, рекомендации и предложения.

Какие изменения ждут исследовательский рынок в ближайшие годы?

Я не сомневаюсь, что потребность в услугах социологов будет расти. Так как тот скепсис, который был по отношению к социологам долгие годы, уходит. Мы убеждаемся на наших и на западных примерах, что прогнозы социологов подтверждаются. Значительная часть политиков начинает это понимать. Безусловно, развитие рыночной экономики привело к тому, что растет спрос и на маркетинговые исследования. Третье направление − это формирование стратегий социально-экономического развития регионов, тоже не может обойтись без социологии, хотя пока используется еще в недостаточной степени. Я видел много региональных стратегий и у меня ощущение, что только одна из 20 стратегий использует социологические исследования и пытается их учитывать. Я думаю, что эта ситуация будет меняться в связи с тем, что все больше и больше людей понимает важность опросов.
С другой стороны, мы же понимаем, что опрос это тоже некое оружие, оно не только изучает общественное мнение, но и может формировать его, когда несуществующие социологические центры публикуют несуществующие социологические опросы, чтобы убедить население в чем-либо. В результате социологические исследования оказываются недостоверными, так как недобросовестные политтехнологи используют их в своих целях. Через специально подготовленные опросы формируется общественное мнение.

А формирующие опросы популярны сейчас? Их становится больше или меньше?

Я думаю, что с развитием демократии они будут расти. Это западное изобретение, у них очень много проводится таких опросов для того, чтобы сформировать у населения ту или иную позицию. При таких опросах неважно соответствие генеральной и выборочной совокупности, здесь самое главное охватить как можно больше людей.


А как это можно предотвратить? А как такие опросы влияют на профессиональную деятельность социологов?

Я не думаю, что это работа профессиональных социологов, это работа профессиональных манипуляторов общественного мнения. Формирующие опросы существуют и в политике и в маркетинге, и формы их могут быть самые разные.

Вы говорили о том, что достоверность опросов повышается, но, тем не менее, в СМИ постоянно говорят о том, что социологи ошибаются в политических исследованиях. Как вы это можете прокомментировать?

Согласен, действительно проблема нашей страны – это боязнь населения говорить открыто. На Западе тоже бывают ошибки, например, в последних президентских выборах в США, но их даже можно не считать ошибками, так как проценты расхождений были минимальны. Это связано с тем, что у них население не стесняется говорить, за кого они будут голосовать. У нас есть еще так называемые «социально одобряемые» темы. Например, Владимир Вольфович Жириновский всегда по опросам получает маленький процент голосов, хотя реально на голосовании он получает их значительно больше. Так как партия Жириновского социально неодобряемая, людям при опросе стыдно признаться, что они будут за него голосовать, как будто должны признаться в чем-то неприличном. Точно такая же ситуация бывает по отношению к оппозиционным партиям. По социологическим опросам правящая партия всегда немного выше, чем по результатам голосования. В итоге получается несоответствие результатов опроса и итогов голосования. Это дает основания говорить о недостоверности социологических исследований.

Сейчас многие социологи делают поправки на это, исходя из понимания этих проблем и результаты получаются очень близки к реальным. Есть два варианта: первый вариант, который описывается в отчете – это та ситуация, которая связана с реальными оценками респондентов. Есть второй вариант - математическая модель, т.е. то, как это может быть в действительности.

В целом я надеюсь на дальнейшее развитие социологии и более широкое ее применение в принятии управленческих решений.

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск