Проценко Сергей Николаевич

Участие в Ассоциации не только даёт возможность общения с интересными людьми и настоящими профессионалами, но и обеспечивает дополнительный импульс, позволяет «не закисать».

Сергей Проценко, Южно–Российский исследовательский центр, Ростов-на-Дону

«Изменения коснутся аналитической и отчетной составляющей, так как с применением искусственного интеллекта в аналитике появятся возможности мгновенного анализа данных». Интервью с Алексеем Федоровским, директором по стратегическому планированию «Онлайн Интервьюер».

alt


Алексей, Ваша компания использует онлайн исследования. В каких случаях наиболее эффективно применять данные методы?

Сразу хочу оговориться, что наша компания не является полноценным исследовательским агентством, поэтому мы участвуем в решении уже поставленных клиентами задач.

По моему личному опыту, задачи становятся все сложнее и изысканнее. Если раньше это были просто опросы с минимальным набором упражнений, то сейчас онлайн используют для тестирования аудио-видео контента, концепций, отслеживания мимики респондента, ведения дневников, разнообразных заданий с выполнением непосредственно «на местах» - магазинах, офисах, улице. Обширно используются записи аудио и видео от респондентов, отслеживание с их согласия деятельности в интернете, социальные сети и т.д. Т.е. набор инструментов сейчас становится настолько обширный, что позволяет решать большинство задач исследователя. Пока еще нельзя дать респонденту что-то попробовать, но что-то сделать в виртуальной или дополненной реальности уже вполне можно.

Какие специальные техники используются для проведения данного типа опросов?

Сбор дополнительной информации о респонденте для более точного отбора необходимой для исследования целевой аудитории – вот, что позволяет делать онлайн проекты более качественно. Сейчас онлайн-панели имеют возможность посмотреть страницы респондентов в соц. сетях, сравнить с ответами респондентов на анкеты, а также с профильными данными в панели.

Также, часто используется так называемое «окукливание» панелей, когда панелистам ставятся куки рекламных сетей. Это позволяет выделить и отдельно опросить респондентов, видевших определенную рекламу, а также, например, протестировать поведенческие (Look-alike) модели.

Каковы основные преимущества сбора данных с помощью онлайн методов?

Тут все просто. Скорость, доступность, интерактивность.

Если более серьезно, то онлайн исследования пока что отлично вписываются в новую картину и дополняются более современными инструментами. Например, сейчас не только можно спросить респондента о чем-то, но и попросить что-то сделать, посмотреть его историю серфинга в сети, таким образом получить не только декларируемую человеком информацию, но и найти косвенные подтверждения или опровержения.

На какие «минусы» этих методов Вы могли бы указать?

В России, к сожалению, нет общей открытой системы, например, страхования с уникальными идентификаторами, как в западных странах, которая бы позволяла с высокой степенью точности идентифицировать конкретного человека, поэтому, порой, для подтверждения личности нужен целый набор манипуляций: сопоставления профильной и опросной информации, связывание профиля интернет-панели с профилем социальной сети, данные гео-локации или IP адреса, порой, даже телефонный контроль. Весь набор таких инструментов позволяет довольно точно определять, насколько искренен человек и насколько его ответы, и участие являются ценными для конкретного исследования.

Значительный минус тут еще и отсутствие интервьюера. В онлайне нет возможности дополнительно лично стимулировать респондента закончить интервью. Если анкета нудная и длинная, то респондент просто закрывает окно браузера, и вернуть его обратно практически невозможно.

Аналогично, как и в других методах, в онлайне есть ошибка неответа. Данная тема уже неоднократно обсуждалась, в том числе и на Грушинской конференции, но какого-то решения так пока и не нашли. Используя т.н. river sampling мы не можем определить, кто не откликается на наши приглашения. В панели мы это можем видеть, но в панели присутствуют люди, которым исследования уже интересны или были интересны в силу определенных личных причин. Т.е. нет возможности оценить тех, кто не вступает в панели и кому неинтересно участие в подобных исследованиях.

Возможно ли сфабриковать данные при проведении онлайн опросов? Расскажите о способах контроля.

Если задаться целью, то сфабриковать можно все и везде. Вопрос – насколько это необходимо и обоснованно в каждой конкретной ситуации.

Контроль начинается еще до попадания респондента в опрос. При регистрации в панели есть набор процедур для проверки – проверки дублей, источников и т.д. Далее используем систему рейтинга панелистов, которая зависит от честности и внимательности на прошедших проектах. В каждом конкретном проекте идет дополнительный контроль от повторных заполнений, честности ответов и т.д. Подробнее о методах контроля я уже писал в этой статье.

Есть мнение, что популярность онлайн исследований растет и в будущем, возможно, они вытеснят традиционные методы? Согласны ли Вы с этим? Какие еще методы способны составить конкуренцию?

Онлайн исследования, на мой взгляд, уже вполне могут быть причислены к традиционным исследованиям. Их многолетняя история в мире, да и десятилетняя в России позволяет говорить о достаточной распространенности и признанности со стороны делового и научного сообщества.
Я бы не стал говорить о вытеснении. Скорее – о дополнении. Есть ряд методик, которые активно набирают популярность, как например, нейромаркетинг.

Тут скорее изменения коснутся аналитической и отчетной составляющей, так как с применением искусственного интеллекта в аналитике появятся возможности мгновенного анализа данных. Часть рутинной аналитической составляющей будет выполняться машинами. Уже сейчас есть проекты, где составление отчетов происходит автоматически, при добавлении массивов с данными. Мгновенные отчеты в онлайне это уже не новость – рука на пульсе лежит уже у многих больших корпораций. С развитием и упрощением технологий для пользователей это становится доступно для все более широкого круга компаний.

Насколько повлиял текущий финансовый кризис на заказы?

Наша компания была образована в конце 2014 года, в самый разгар кризиса и паники на финансовых рынках. Кризис – он как «санитар леса», помогает оптимизировать процессы, усиливает конкуренцию, способствует повышению качества и снижению цен на рынке. Раз мы смогли начать работу и нарастить объем заказов именно в таких сложных условиях, дальше ждем только лучшего.