Романович Нелли Александровна

Ассоциация – это живое растущее общество, которое само создает законы своей жизни, корректирует правила, учит тонкостям социальных отношений, дорожит каждым человеком, входящим в её состав, и дает каждому мощную энергетическую подпитку. Когда мы вместе – мы сильные.

Нелли Романович, Институт общественного мнения «Qualitas», Воронеж

«У политического социолога нет права на ошибку». Интервью с политическим социологом, кандидатом социологических наук Василием Ивановым.

alt

Василий, расскажите, как Вы пришли в профессию? Как нарабатывали опыт?

Я пришел в профессию по профилю своего образования. Еще в старших классах школы я интересовался политической историей, обществоведением, обществознанием и близким к ним социальным дисциплинам. И поэтому хотел пойти учиться на политолога или политического социолога. Так получилось, что я поступил на социологический факультет МГУ, и это событие перевернуло всю мою жизнь. После окончания МГУ сразу же пошел в аспирантуру там же, на социологическом факультете. В аспирантуре я начал активно работать по специальности. Первое исследование я провел в 1995 году, когда мне было 20 лет. Это были выборы в Государственную Думу, мы провели опрос в 195-м Люблинском избирательном округе в Москве, в котором шел кандидат одномандатник Курочкин. Как сейчас помню, всего было 22 кандидата, баллотировались такие известные личности, как Борис Федоров (бывший министр финансов), Игорь Лисенко (директор "Майского чая"), известные актеры Юрий Назаров и Клара Лучко. Мы опередили несколько известных фамилий, наш кандидат, до этого никому не известный, занял второе место. Тогда я нашел свою стезю и начал работать в основном на избирательных кампаниях, но иногда я проводил и маркетинговые исследования. В 2005 году мне предложили возглавить полевой отдел ВЦИОМ, и тогда я уже более активно стал работать в исследовательской сфере. Поскольку избирательные кампании были по всей России, я общался со многими региональными коллегами. Сейчас я снова фрилансер, езжу по разным регионам и занимаюсь в основном прикладными исследованиями.

Что Вы считаете самым важным в своей профессии? Какие навыки важны для политического социолога?

Для политического социолога важны классические, базовые навыки нашей социологической профессии, т.е. умение составлять анкету, выборку, маршруты, инструктировать интервьюеров, обрабатывать данные и писать отчеты. Но при этом политический социолог, помимо всего прочего, должен чувствовать текущую конъюнктуру, понимать политическую ситуацию, ее развитие, уметь оценивать, что и в каком виде нужно заказчику, хорошо разбираться в полевой части исследования, чтобы интервьюеры не могли ввести его в заблуждение сфальсифицированными анкетами.
Очень важно уметь находить и привлекать интервьюеров, которые качественно выполняют свою работу. У политического социолога, в отличие от маркетолога, нет права на ошибку, нет возможности второй раз провести исследование, потому что это будет уже другая стадия избирательной кампании. Избирательная кампания короткая, и мы должны успеть сделать замер в тот срок, который нам отвели.

Очень важно в нашей профессии личное общение с интервьюерами. Если мы работаем в каком-то одном регионе, то желательно в этом регионе провести личные инструктажи с теми, кто будет работать на проекте. Если это большой федеральный заказ и невозможно самому находиться во всех регионах сразу, то нужно выбрать квалифицированного подрядчика на данный регион. Важно не ошибиться и выбрать того, за кем не нужно потом перепроверять данные или что-то переделывать. Мы, конечно, контролируем поле на всех этапах. Но даже если контроль покажет, что где-то был брак, мы можем не успеть сделать повторное исследование. У политического социолога нет права на ошибку.

А растет ли востребованность политических исследований?

Политические исследования востребованы, в основном, в период избирательных кампаний. К сожалению, очень мало заказчиков, которые думают на перспективу, и заказывают исследования заранее. В целом востребованность не растет, потому что у нас не растет политический рынок.

От чего зависит достоверность и точность политических исследований?

Достоверность политических исследований зависит о социолога. Из-за того, что рынок в последнее время сузился, очень многие высококвалифицированные политические социологи не могут сидеть без работы и долго ждать, когда начнется новая избирательная кампания, они уходят в смежные специальности: в консалтинг, маркетинг и т.д. В итоге во время избирательной кампании, когда востребовано большое количество профессионалов в политической социологии, свободных специалистов не хватает. Из-за этого иногда в нашу профессию попадают случайные люди. На выходе у них получается соответствующее качество. Такие опросы далеки от социальной реальности, и от этого страдает вся профессия в целом, растет недоверие к политической социологии. А ведь это просто какие-то конкретные «халтурщики», случайно набранные, некачественно выполнили работу. Может быть, конечно, они не умышленно это сделали, а думали, что справятся, никогда не работая в этой сфере, а в ней оказалось очень много подводных камней. Самая главная сложность – это подобрать качественных интервьюеров, так сказать, пехоту. Если интервьюеры будут получать хорошую материальную компенсацию за свою работу и будут довольны, то они хорошо выполнят свою работу. В противном случае, качество может пострадать. У нас во многих регионах нет большого количества хороших интервьюеров, и быть не может. Перед выборами потребность в интервьюерах вырастает в разы, по сравнению обычной среднегодовой потребностью, набрав случайных людей на улице, можно получить некачественный результат.

А в связи с этим в последнее время уровень доверия к политическим социологам растет или снижается?

Я не вижу, чтобы сейчас была какая-то тенденция. Она была несколько лет назад, когда были сдвиги на рынке. Когда рынок начал «схлопываться», и профессионалы начали уходить в другие сферы, то естественно произошло снижение доверия, именно потому, что исследования начали выполнять случайные люди. Лет 10-15 назад было по-другому, доверие было выше. Политическая социология, как отрасль, была специализированной и официально признанной. Проводились специализированные форумы, конгрессы и т.п.

Вы отслеживали американский опыт? Почему победил Трамп, и снизился ли уровень доверия к социологам после неожиданного результата выборов?

На доверие к социологам это никак не повлияло, потому что разрыв голосов был минимальный, он вполне может вписаться в погрешность. По количеству избирателей Клинтон даже опередила Трампа больше, чем на миллион. Есть моменты, которые социолог никак не может предсказать, поскольку мы фиксируем лишь то, что нам люди хотят ответить. Не может абсолютно совпасть то, что люди говорят, с тем, что они думают и с тем, что они делают.

Какой Вы видите нынешнюю политическую ситуацию в России и предвыборную кампанию 2018 года?

Сейчас абсолютное затишье. Возможно, это затишье перед бурей, а, возможно, оно сохранится до конца избирательной кампании. Такая ситуация вполне выгодна власти. При отсутствии других ярких кандидатов, народ придерживается политики стабильности, голосуя за действующую власть. Чем активнее проходит избирательная кампания любого уровня, тем больше люди начинают отвлекаться на другие партии, на других кандидатов, если видят, что есть еще какие-то варианты, кроме того единственного, про который они знают. Соответственно, уменьшается количество голосов за представителей действующей власти, поэтому власти невыгодна активная кампания. Скорее всего, кампания пройдет спокойно, потому что у оппозиции нет столько ресурсов, чтобы создать конкуренцию или хотя бы ярко заявить о себе.

Явка на президентских выборах 2018 ожидается низкая или высокая?

Я думаю, что явку, скорее всего, будут натягивать. Чтобы показать, что у нас президент всенародно избранный. Чем больше явка, тем, соответственно, больше его легитимность. Будут стараться ее натягивать, но насколько это удастся, сказать сложно. Потому что у действующей власти две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, провести выборы тихо и спокойно, а с другой стороны, максимально поднять явку на них.