Компании и лица

Вести с полей: проект "Социосталкер"

"Исследование показало, что не всегда аномальные результаты голосования связаны с какими-то фальсификациями. Чаще всего аномалии связаны с особенностями участка, его расположением, социально-демографическим характеристиками электората, погодными условиями и техническими сбоями". Интервью с Натальей Печеркиной, директором Маркетинг Групп (г. Брянск) и Алексеем Конновым, директором ЦАИР  (г. Казань) по результатам полевых исследований проекта "Социосталкер".

Наталья, каковы были основные цели проекта «Социосталкер», в каком регионе Вы проводили полевые исследования? Какие аномалии были выявлены на вашем участке?

Печеркина Наталья (директор Маркетинг Групп, г. Брянск): Основной целью проведения социологической экспресс-экспедиции в рамках проекта «Социосталкер» являлось получение и анализ информации о причинах и факторах, вызвавших аномальные результаты голосования на выборах Президента РФ в 2018 году на избирательном участке УИК 766, расположенного по адресу: Брянская область, Погарский муниципальный район, Юдиновское сельское поселение, с. Заречное. В качестве основных факторов аномальности результатов голосования ЦИК были выявлены – повышенная явка избирателей (99,1%), высокая доля голосования на дому (25,27%), а также повышенная доля недействительных бюллетеней (7,56%).

В чем необычность целей и формата исследования?

Необычность целей и формата исследования выражалась в получении актуальных данных, как о предвыборном климате, так и самом процессе голосования от основных участников данного процесса в месте проведения выборов. Формат исследования предполагал системный анализ данных, полученных методом проведения экспертных интервью с участниками процесса голосования, а также социологического наблюдения. В ходе проведения экспресс–экспедиции были опрошены члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а также «народные эксперты», в том числе лидеры общественного мнения.

Расскажите, как проходило исследование? Какие были основные выводы и результаты?

В ходе проведения исследования было выявлено, что в участковую избирательную комиссию включены избиратели двух сельских поселений - село Заречное и село Красная Роща. При этом село Красная Роща располагается в 1, 5 км. от села Заречное, что снижает уровень транспортной доступности для населения в день голосования, особенно для жителей преклонного возраста. Дорога не всегда расчищается местными службами, зачастую затруднено движение между поселениями в зимнее время (в день голосования одним из негативных погодных условий была выявлена гололедица на дорогах). Проблема неоднократно обсуждалась членами избирательной комиссии, в результате был выделен транспорт (автобус) местным «внештатным куратором выборов Президента РФ» - главным врачом ГБУЗ "Юдиновская участковая больница" для организации процесса голосования на дому и подвоза избирателей из более отдаленных от избирательного участка улиц. Выявленная особенность территориальной раздробленности избирательного участка, усиленная неблагоприятными погодными условиями, объективно способствовала увеличению доли голосования на дому.

В числе важнейших факторов на участке, связанных с предвыборной кампанией и их возможным влиянием на явку и голосования был выявлен, прежде всего, высокий уровень применения административного ресурса в ходе подготовки к выборам. По данным членов комиссии куратором в целом подготовительного процесса голосования внештатно был определен главный врач ГБУЗ "Юдиновская участковая больница". Кураторство выражалось в активной работе сотрудников больницы с населением - масштабный/тотальный обход сельских домохозяйств с агитацией к посещению выборов. При этом опрос жителей показал, что конкретной агитации по кандидатам не было. В день выборов - были вычищены дороги в селах, оплачивался стол для комиссии, организован процесс голосования на дому и подвоз жителей к участку. Все вышеперечисленное оплачивалось из средств куратора.

Также были озвучены такие методы увеличения явки избирателей, как активная работа членов избирательной комиссии с открепительными талонами/удостоверениями. При этом, превышение показателя доли недействительных бюллетеней, по данным членов избирательной комиссии, объяснялось невнимательностью избирателей при заполнении бюллетеней (прежде всего людей преклонного возраста). В свою очередь, увеличение доли общей явки избирателей сопутствовало увеличению данного показателя в целом.

В процессе интервьюирования жителей исследуемых территорий были опрошены как жители села Красная Роща, так и население села Заречное. По результатам опроса фактическое количество респондентов, не принявших участие в голосовании на выборах Президента РФ (из числа опрошенных), превысило заявленные общие показатели на данном избирательном участке, что вызывало некоторое сомнение в достижимости общей явки избирателей в 99,1% по итогам голосования.

В целом наблюдался достаточно высокий уровень активности предвыборной рекламы. При этом основной информационный посыл – призыв к участию в голосовании на выборах. В числе ключевых форм наружной агитации жителями указаны – плакаты/афишы в муниципальных учреждениях, продовольственных магазинах, наличие плакатов на столбах, оформление места проведения голосования (ДК). При этом никто из опрошенных не видел агитационные материалы в день выборов 18 марта 2018 года. В свою очередь, в числе ключевых агитационных мероприятий в ходе проведения предвыборной кампании, респондентами указаны – агитационные событийные мероприятия, организованные представителями кандидата в Президенты РФ – Грудинина П.Н., организация небольших собраний на улице среди сельских жителей, агитационная работа сотрудниками больницы с населением (тотальный обход сельских домохозяйств с агитацией к посещению выборов), а также почтовыми работниками (информирование о месте расположения участковой комиссии, раздача информационных брошюр). Вышеперечисленные агитационные мероприятия, проводимые на исследуемой территории, а также высокий уровень активности предвыборной рекламы, существенно усиленный воздействием административного ресурса, на фоне высокого уровня лояльности к действующему Президенту РФ Путину В.В. со стороны местного населения в полной мере способствовали высокой избирательной активности в день выборов Президента РФ 2018.

Алексей, вы принимали непосредственное участие в экспедиции «Социосталкер» в Татарстане. Расскажите, как проходило исследование? Какие были выявлены аномалии на избирательном участке? С чем они были связаны?

Коннов Алексей (директор ЦАИР, г. Казань): В рамках проекта я проводил интервью с экспертами, местными жителями, исследовал местность и документы, составлял итоговый отчет. В роли экспертов выступили наблюдатели и представители партий. Каких-либо нарушений на участке выявлено не было. В число аномальных этот участок попал из-за высокой явки и высокого процента недействительных бюллетеней. Если смотреть по результатам предыдущих выборов, то на этом участке всегда почти 100% явка, что типично для Татарстана. Избиратели при опросе подтвердили, что всегда ходят на выборы. Это результат административной работы с электоратом в регионе. А высокий процент недействительных бюллетеней был связан с тем, что в начале рабочего дня произошел технический сбой и не работал подсчет голосов в электронном виде.

Исследование показало, что не всегда аномальные результаты голосования связаны с какими-то фальсификациями. Чаще всего аномалии связаны с особенностями участка, его расположением, социально-демографическим характеристиками электората, погодными условиями и техническими сбоями.

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск