Экспертное мнение

ПРОЕКТ «РЕЙТИНГ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПАНИЙ»

В январе–марте 2018 года Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» провела 13–ю волну инициативного исследовательского проекта «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний». Интервью с представителями рабочей группы о целях, методах и будущем проекта.

Интервью с Сергеем Цыпленковым, директором «Калининградского социологического центра», руководителем рабочей группы «РИК».
Сергей Юрьевич, с 2004 года Ассоциация «Группа 7/89» выпускает рейтинг исследовательских компаний, каковы основные цели проекта? На кого ориентирован проект РИК? Кто в нем заинтересован?
Изначально мы планировали оценить ситуацию на региональных рынках, посмотреть, как развиваются сами региональные компании, а заодно оценить уровень взаимоотношений регионалов с федеральными полстерами. Но буквально после первой волны стало понятно, что не меньший интерес вызывает именно взаимодействие региональных подрядчиков и федеральных заказчиков в ходе совместной работы над проектами. Методика со временем менялась, совершенствовалась. Все больше востребованным становилось именно та часть исследования, которая описывала взаимоотношения региональных компаний с федеральными. Менялось и количество региональных компаний, которые участвовали в этом исследовании. Кто- то уходил с рынка, или, наоборот, появлялись новые компании. Были периоды, когда не все региональные компании отвечали на наши запросы. Есть и проблема с тем, кого считать региональными компаниями. Далеко не все они соответствовали требованиям работы именно с федеральными полстерами. А нам было важно получить оценки разных аспектов взаимодействия. На наш взгляд во многом именно от характера и уровня взаимодействия заказчиков и подрядчиков на местах зависит качество проведения полевых работ, и, как результат, качество всего исследования. В общем-то сейчас основная цель этого инициативного проекта Ассоциации состоит именно в улучшении качества выполняемых работ. Повышение качества, в том числе через улучшение взаимодействия. Я бы так сформулировал основную цель этого исследования. Во всяком случае именно рейтинга федеральных компаний. Хотя и ситуация на региональных рынках представляет большой интерес.
В значительной степени в исследовании заинтересованы именно федеральные компании. Как я уже говорил, в рейтинге оцениваются разные аспекты взаимодействия: финансово- экономическое; уровень организационного взаимодействия; профессионализм и этичность кадров, технологический ресурс, как возможность освоения передовых технологий; символический капитал компаний. То есть не просто оценка той или иной компании. А именно разные аспекты этого взаимодействия
У меня неоднократно спрашивали представители федеральных компаний, когда выйдет очередной рейтинг. Многие из них в той или иной степени ориентируются на него. Я знаю, что некоторые компании не просто принимали во внимание мнение региональных подрядчиков, но и меняли свои подходы, ценовую политику, характер взаимодействия с региональными партнерами. На мой взгляд, это служит на пользу и федеральным и региональным компаниям.
Кроме того, у федеральных полстеров тоже есть какое-то внутреннее соревнование. Им интересно, на каком месте они находятся. Важно увидеть себя глазами других, - как их оценили те, кто непосредственно с ними работает. Согласитесь - это достаточно объективный показатель- оценка их деятельности от непосредственных исполнителей. Это возможность понять, каким образом «их» компания воспринимается в регионах, как подрядчики относятся к их заказам, где «сильные» и «слабые» стороны компании в части организации полевых работ. Кроме того, на мой взгляд, рейтинг хорошо отражает положение федеральных компаний на рынке. Как правило, у тех, кто находится в самом низу рейтинга, есть определенные проблемы. А вот это уже интересно и региональным компаниям. Они, кстати, тоже очень внимательно изучают этот рейтинг и его составные части.
Расскажите о методике. Каким образом компании включаются в рейтинг?
Берутся практически все ведущие московские и питерские компании, которых мы и называем «федеральные полстеры». Как правило, этот список насчитывает до 60 компаний. В последний рейтинг для оценки регионалами было включено 53 компании из Москвы и 6 компаний из Санкт-Петербурга. Региональные подрядчики выставляют им оценки, а затем для рейтинга выбираются компании, которые получили не менее определенного количества отзывов - оценок от регионалов. В последнем исследовании в итоговый рейтинг вошли 40 компаний, наиболее активно работавших в регионах, и соответственно, получивших большее число оценок от регионалов. Почему так? Если, например, какая-то московская компания взаимодействует в регионах всего с двумя- тремя региональными компаниями, это одна ситуация. И совсем другая ситуация, если московская компания работает в 40-60 субъектах и получает соответственно оценку нескольких десятков региональных компаний. Те, кто получил 30, 40 или 50 отзывов (в разные волны было по-разному), - вот эти компании и входят в окончательный рейтинг. В последнем рейтинге приведены данные по 40 компаниям- тем, кто получил наибольшее количество отзывов - оценок.
Были ли случаи, когда компании были не согласны с результатами рейтинга?
Конечно, особенно во время проведения первых волн проекта. Вопросов было очень много: кто проводит это исследование, кого опрашивают, какова методика и т.д. Мы разъясняли, что такая методика возможна, и она вполне оправдана. В последнее время таких вопросов уже нет. Во всяком случае, я о них не знаю. Хотя недовольные, конечно, есть. Угадайте кто.
Как проходил проект в этом году? В чем его особенности и отличия от прошлых волн проекта?
Главное отличие проекта в этом году - прежде всего в организации. До этого года мы делали полевую часть проекта своими силами. Кто-то из членов Ассоциации брал на себя сбор данных. Это отнимало огромное количество времени и ресурсов. Поэтому в этом году полевая часть проекта была отдана на аутсорсинг компании MIRACULUM Research Group (г. Астрахань).
Всего в первоначальный список (генеральную совокупность) было включено 290 региональных компаний, которые позиционировали себя как компании, проводящие исследования. В силу разных причин, в том числе тех, о которых говорилось выше, было получено 189 анкет, соответствующих требованиям этого исследования. То есть 63% всех региональных компаний. Это абсолютный рекорд. Коллеги из MIRACULUM Research Group собрали наибольшее количество анкет за всю историю волн РИКа. Они были в этом заинтересованы, так как каждая анкета оплачивалась, для них это было хорошим стимулом. Практически все, что можно было собрать с региональных полей, было собрано.
Будет ли проходить проект в 2019 году? Будет ли он отличаться от предыдущих волн?
Пока еще нет окончательного решения по этим вопросам. Решение будет приниматься рабочей группой и Советом Ассоциации позже. Я думаю, что нет смысла каждый год проводить проект РИК. Во-первых, ежегодно делать такой замер достаточно сложно и в финансовом и в организационном плане. Во-вторых, нет таких резких изменений за год, особенно в верхней и нижней части таблицы. Наблюдаются только небольшие подвижки в середине таблицы. Оптимально проводить его раз в два года, чтобы отслеживать тенденции, не терять динамику.

 

Интервью с Олегом Кормушиным, руководителем компании MIRACULUM research group г. Астрахань

Олег, Вы проводили полевой этап проекта РИК-2018. Расскажите о своем опыте работы с Ассоциацией.
В 2016 году мы создали дискуссионную онлайн площадку «Полстеры.рф» – неформальное сообщество представителей региональных исследовательских компаний. Активное участие в работе сообщества принимали, в том числе и члены Ассоциации, которые, оценив позитивный потенциал сообщества, пригласили нас к реализации полевой части проекта «РИК-2018». Непосредственным оператором работ стала наша компания MIRACULUM research group.
Как проходила новая волна проекта? В чем особенность полевого этапа проекта в этом году?
Примерно 30% опрошенных по проекту РИК-2018 - это участники сообщества «Полстеры.рф». Часть компаний нашего сообщества не участвовали в предыдущих волнах проекта, не были «засвечены» в 2гисе, в Социологосе, в базах Ассоциации «Группа 7/89». Следовательно, не были включены в аналитику инфраструктуры российского рынка исследований, но, тем не менее, на этом рынке работали. Вовлечение таких компаний в опрос является важной особенностью полевого этапа проекта РИК в этом году.
В перечне наших работ было привлечение респондентов в опрос и контроль заполнения анкеты до конца. В предыдущей волне было собрано 154 анкеты. В этой волне мы поставили цель повысить количество собранных анкет. В итоге эту цель мы достигли - было собрано 189 анкет. И удалось сделать это достаточно быстро, за что мы благодарны респондентам.
Главным же удивлением лично для меня стал тот факт, что не все региональные исследовательские компании понимали значимость проекта, которому нет аналогов в нашей отрасли. А некоторые респонденты и вовсе требовали оплату за участие!

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск