Компании и лица

Мне очевидна проблема как в самоопределении социологов, так и в их внешнем определении со стороны рынка труда

«Мне очевидна проблема как в самоопределении социологов, так и в их внешнем определении со стороны рынка труда. Четкой идентичности нет». Интервью с Павлом Лебедевым, руководителем практики SMX (Social Media Exchange) компании Ipsos Comcon о требованиях работодателей и востребованности социолога на рынке труда.

Павел, на последней Грушинской конференции Вы представили доклад о том, какие требования предъявляет к социологам рынок труда на основе анализа вакансий из открытых источников. Какие компетенции оказались наиболее востребованными?

Сразу оговорюсь, что это не фундаментальное исследование, на которое следует ссылаться как на серьезное исследование рынка труда. Я хотел в рамках доклада поделиться с коллегами своими мыслями, гипотезами и проиллюстрировать их примерами, из открытого рынка труда - востребованность социолога на рынке труда, какие требования к нему предъявляют работодатели, какую зарплату платить. Я сделал выводы на основе анализа 200 вакансий из открытых источников (hh, superjob, rabota.yandex, career.ru, job-mo…), в которых от соискателя требовалось социологическое образование.

Когда в вакансиях публикуются требования к образованию, то социологическое образование часто идет через запятую с целым набором других образований. Это может быть менеджмент, экономика, математика, статистика, управление персоналом, психология, даже география. Это говорит нам о том, что по факту у нас нет четкой связки между профессией, которую ты получаешь в вузе и профессией, в которой ты работаешь. Например, если у тебя нет лицензии на пилотирование самолетов, то нельзя быть пилотом, если нет медицинского образования – нельзя работать врачом. Понятно, что таких профессией с жесткой связкой не много. Социолог -профессия, которая может быть востребована в разных областях. С одной стороны, это хорошо, и дает определенную свободу в профессиональном самоопределении. С другой стороны, расплывчатое описание профессии и требований к специалистам не говорит нам о том, какой идеал социолога должны выпускать вузы, какой набор дисциплин необходим, какими знаниями они должны обладать. Не всегда понятно, будет ли часть тех знаний, которые дают на социологических факультетах, реально востребована.

Есть некая сущность, которую мы называем «социолог», и к этой сущности по-разному относятся разные участники процесса (вузы, работодатели, сами социологи). На одну вакансию может потенциально подойти человек с 10 разными видами образований. Нет понимания, что у этой профессии есть четкое приложение из университета в профессию. В вакансиях, где требуется социологическое образование сами позиции называются очень по-разному: менеджеры по рекламе, менеджеры по маркетингу, маркетологи-аналитики, исследователи, менеджеры по исследованиям, data scientist и т.д. Чаще всего требования к образованию перечислены через запятую, и непонятно, кому отдадут предпочтение. Достаточно много различных технических навыков, которые требуются от социолога. Это знание математического аппарата, знание определенных программ обработки данных, причем не всегда это обыденные вещи типа Excel, это более сложное программное обеспечение. Есть целый перечень софтов, которые принципиально важны для любого аналитика. Кроме этого очень важны не только навыки проведения математических операций, но еще и понимание предметной области, умение грамотно излагать результаты выводы, строить из этого понятные, легко воспринимаемые другими людьми рекомендации, руководства к действию для заказчика.

Еще очень важный момент, это собственно, зарплатное предложение. Сколько готовы платить работодатели?

В открытом доступе за тот период, который я анализировал, максимум - это 150 тысяч рублей, что в общем не так уж плохо. Но среднее медиальное значение 60 тысяч рублей в месяц. Для Москвы это средняя заработная плата по рынку вообще. Но нам же, мне кажется, хочется быть выше средних показателей. Если мы возьмем, к примеру, модную позицию аналитика больших данных, то у них минимум начинается от 80 тыс. руб. в месяц. И это, мне кажется, вызов.

Вы считаете, что профессия социолога теряет свою идентичность. Какие подтверждения этому Вы видите?

Кроме того, что я уже сказал, про размытость требований к образованию в вакансиях, хочу рассказать показательный случай, который лично для меня стал переломным. В апреле 2017 года, в Высшей школе экономики на мероприятии посвященному будущему маркетинга я услышал от Светланы Миронюк (бывший главред РИА Новостей), что «нам нужна новая наука об обществе, не социология, а социальная физика, которая будет с помощью более точных методов изучать социальную реальность». Это тезис от очень уважаемого и очень компетентного эксперта, который много и долго работал с результатами социологических исследований. При этом мы с вами понимаем, что социологи в прямой трактовке основоположника науки Огюста Конта — это и есть те самые социальные физики. Если нам нужны какие-то другие социальные физики, значит социолог как номинальная профессия эту задачу не выполняет или выполняет плохо. И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали интервью. Кто такой социолог, зачем он нужен на рынке труда? Какие задачи он выполняет? Адекватны ли академические программы вузов реалиям рынка труда?

Я вижу и верю в то, что на самом деле «социолог» — это один из множества возможных маркеров, не самых главных, не самых определяющих. Лично для меня на рынке труда такой профессии как социолог не существует. Есть профессия исследователь или исследователь рынка, обладающий определёнными навыками, умениями, которые позволяют ему различными способами или инструментарием анализировать какие-то процессы. Это может быть математический аппарат, теоретический аппарат, какие-то схемы, фреймворки и т.д. Если мы говорим про исследовательские компании, то они уже давно стали пристанищем не только социологов. Например, в Ipsos Comcon работает большое количество математиков, программистов, экономистов, психологов, лингвистов. Очень много специалистов c разным образованием, которые совместно занимаются одним делом.

Прежде чем говорить про компетенции, нужно сначала определиться с вектором, вытащить ту самую идентичность, понять, кто мы. Если мы исследователи рынка, аналитики, то это требует вполне определенных и понятных компетенций. От исследователей практиков общество и бизнес требуют формат описания общественных и экономических процессов, который завязан на анализе, на математическом моделировании, на обработке больших данных и т.д. Если мы социальные антропологи, то это другая история, если консультанты, то третья.

Вы изучаете социальные медиа. Какие навыки должны быть у социологов, изучающих интернет?

Эта сфера она очень тесно связана с диджитал и технологиями. И для того, чтобы уметь анализировать социальные медиа, нужно, с одной стороны, хорошо понимать эту среду, с другой стороны, нужно понимать еще технологии сбора данных. И если не уметь программировать, чтобы эти данные оттуда извлекать, то хотя бы уметь общаться с программистами на понятном для них языке, адекватно ставить им задачу.

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск