Компании и лица

Пробуем, экспериментируем, внедряем, здесь нельзя отставать, рука всегда должна быть на пульсе

«Пробуем, экспериментируем, внедряем, здесь нельзя отставать, рука всегда должна быть на пульсе. Но для нас важна не столько новизна технологий, сколько их надежность, возможность получать данные высокого и устойчивого качества. Все, что внедряется, должно быть многократно опробовано, обосновано, поставлено на надежные рельсы». Интервью с Натальей Седовой, помощником гендиректора по науке, руководителем отдела фундаментальных исследований ВЦИОМ.

Наталья, какие изменения в индустрии исследований Вы, как представитель крупной исследовательской компании, наблюдаете?

Мы не просто наблюдаем изменения, а ориентируемся на них при планировании собственной работы. В прошлом году, например, ВЦИОМ провел форсайт-сессию «Российская исследовательская индустрия – 2030». Делали проект при организационной и аналитической поддержке маркетингового агентства «Делфи», а также с активным участием коллег из Института психологии РАН, ФОМ, ГФК-Русь, OMI, Salt. Ориентировались на выявление основных трендов и перспективных направлений развития отрасли. Учитывая предварительный заочный этап аналитики и очную 2-дневную сессию, в проекте приняли участие около 30 представителей традиционного и инновационных сегментов отрасли, ИТ, консалтинга, вузов, клиентской стороны. А потом мы провели корпоративную сессию, где с учетом полученных данных разрабатывали уже собственную модель развития. Поправку на общеиндустриальные тренды делаем ежегодно.
На днях, кстати, появился аналитический материал РИН о трендах в российской исследовательской индустрии «Состояние рынка маркетинговых исследований в 2017», подготовленный коллегами из OMI на базе исследования ESOMAR Industry Survey. Отличные сюжеты отечественной и зарубежной аналитики по этому поводу публикуется в дайджесте РИН и других источниках. Материалов много, трендов тоже, выбирай не хочу.
Среди важных для нас тенденций можно отметить невысокие темпы роста рынка, диджитализацию и развитие онлайн исследований, рост популярности новых исследовательских технологий среди ресечеров при довольно медленном их освоении клиентом, запрос со стороны заказчика на консалтинг, оперативность исследований и более доходчивый формат подачи результатов. Вообще, сегодня у исследователей и компаний очень много возможных путей развития, важно не разбросаться избыточно, верно выбрать свои вешки.

Изменился ли перечень задач за последние годы? Наблюдается ли рост запроса со стороны клиента на технически и административно сложные проекты и консалтинг?

Перечень задач как таковой не меняется, но в целом мы движемся от поставки данных к поставке решений, развитию think tank формата. Запрос на консалтинг со стороны заказчика есть, и мы стараемся на него отвечать. Формируется костяк наиболее опытных исследователей, выходящих на поле консалтинга, появляются новые продукты, в которых выработка решений становится ключевым элементом. Сейчас это вообще модная тема. Но здесь важно ясно видеть наши возможности и ограничения как исследовательской компании. Мы помогаем клиенту проанализировать его проблему, точно поставить исследовательскую задачу, предложить варианты решений с опорой на результаты исследований. И, пожалуй, здесь исследователь должен остановиться, не подменять собой других специалистов. Другое дело, что ресеч может идти в хорошем контакте и совместно с заказчиком (который, кстати, становится все более компетентным в ресече, и это тоже очень важный индустриальный тренд), с глубоким взаимным погружением и пониманием, на длинной перспективе. Такой тандем, почти любовь  может быть потрясающе продуктивным.
Что касается технически и административно сложных проектов, то наши главные вызовы это, конечно, экзит-поллы. Когда в один день в десятках регионов на опрос выходят до 6000 интервьюеров, данные принимают около 600 операторов колл-центров, потоки данных сливаются и поступают к заказчику как минимум ежечасно – это, пожалуй, непросто . При этом год от года исследования такого рода становятся масштабнее, технологически обогащаются (в этом году на президентских выборах мы, например, использовали блокчейн). Накопленный опыт позволяет оптимизировать все процессы, сокращается время подготовки исследования, так что можно сказать, что ответы на эти вызовы у нас есть.

Какие новые технологии осваиваете в вашей компании?

В этом вопросе мы в определенном смысле идем по стопам коллег, проводящих маркетинговые исследования и являющихся сегодня лидерами в освоении новых технологий. Пробуем, экспериментируем, внедряем, здесь нельзя отставать, рука всегда должна быть на пульсе. Но для нас важна не столько новизна технологий, сколько их надежность, возможность получать данные высокого и устойчивого качества. Клиенты не должны страдать от исследовательского стремления к креативу и новизне. Все, что внедряется, должно быть многократно опробовано, обосновано, поставлено на надежные рельсы. Мы, например, относительно недавно стали проводить CATI-опросы, но зато предложили рынку уникальный по масштабности и оперативности продукт – ежедневный общероссийский опрос «Спутник», случайная выборка, 1600 респодентов каждый день, нонстоп круглый год. На момент его запуска (2017 г.) это был третий в мире подобный проект.
Сейчас активно развиваем онлайн-исследования, в том числе качественные, это очень большая и перспективная история. Много нового в электоральных исследованиях (прогнозная биржа, блокчейн). Работаем над роботизацией опросов и рекрута, технологизацией отчетности для заказчика и в целом коммуникаций с клиентами и партнерами.

Какие новые требования к специалистам предъявляются в вашей компании? Есть ли проблема с количеством и качеством специалистов? Какие компетенции востребованы?

Количество и качество специалистов – это больной вопрос. При, казалось бы, большом выборе на рынке, в действительности найти подходящего специалиста сегодня очень непросто. Наш кадровый департамент ежедневно проводит многочисленные собеседования, но вакансии заполняются гораздо медленнее, чем хотелось бы. В особенном дефиците сейчас – хорошие аналитики, качественники. При этом у нас нет запроса на какие-то специфические, уникальные навыки и знания, главное – хорошее базовое образование, умение думать, желание и умение учиться, осваивать новое, быть гибким.
Мы готовы доучивать/докручивать специалистов сами, уже год как у нас в компании работает система корпоративного обучения. Развитие компетенций идет по направлениям клиентского, исследовательского и проектного менеджмента. Ищем сейчас золотую середину между универсализмом и специализацией. С одной стороны, специализация становится очень важной с ростом компании, развитием продуктовой линейки, стандартизацией процессов. С другой стороны, настоящие звезды рождаются из широты кругозора, интересов, стремления к разному и новому, готовности экспериментировать. Запертые в стойла специализации исследователи лишаются многих возможностей для развития, а компания – новых звезд на ее небосклоне. Так что мы сейчас в поиске оптимальной модели сочетания компетенций, функционала и направлений обучения. При этом не только компания формирует запрос на компетенции. Сотрудники сами могут и становятся источниками нового, инициируют эксперименты, предлагают подходы, обучают коллег. Важно такое «варево», котел компетенций, атмосфера возможностей.
А еще для исследователей, получающих образование и опыт в эпоху диджитл-ресеча, очень важно помнить о том, кто находится по ту сторону Communication Tube - о респонденте. Сегодня далеко не каждый исследователь имеет опыт реального общения с респондентами, проведения интервью. Мы в этом году запустили специальный проект «Встреча с реальностью», одна из задач которого дать исследователям возможность выйти в поле, лично пообщаться с респондентами, почувствовать себя в роли интервьюера. Летом около 40 специалистов, включая руководство компании, выехали в колл-центры и поработали в качестве операторов на проекте «Спутник». Привезли более чем яркие впечатления  и огромное количество предложений (по доработке процедур подготовки инструментария, проведения пилотажа и т.п.), которые сейчас активно внедряем. Мы очень благодарны руководству и коллегам из Самарского Фонда социальных исследований, Воронежского Института общественного мнения «Квалитас», Ярославского Социологического центра «Хи-квадрат» и Йошкар-Олинского Исследовательского центра «Вертикаль-информ» за гостеприимство. В ближайших планах – десант в поля «Экспресса», нашего еженедельного квартирного общероссийского опроса.

Какой Вы представляете компанию завтра?

Наши перспективы связаны в первую очередь с цифровизацией, автоматизацией и технологизацией бизнес- и исследовательских процессов; новыми стандартами коммуникаций с заказчиком, их интерактивностью, вовлечением; развитием менеджмента качества проведения исследований (в прошлом году мы сертифицировались по стандарту ОИРОМ, в следующем году выходим на ISO 20252), а также с открытостью данных. Мы еще в прошлом году присоединились к инициативе AAPOR Transparency Initiative, с января этого года каждый наш пресс-выпуск сопровождается размещением массива данных, которые могут скачать и делать собственные расчеты все посетители сайта ВЦИОМ. А уже на этой неделе наши данные появятся в базе Ропер-центра (Корнельский университет, США), которая аккумулирует и предоставляет доступ к базам данных ведущих вузов и исследовательских компаний США и других стран. Открытость наших данных и методик – залог доверия к исследованиям, исследователям, индустрии, а также важное подспорье в подготовке молодых специалистов в вузах, испытывающих эмпирический голод. Так что обязуемся делать свою работу все более прозрачной и приглашаем коллег присоединяться.

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск