Экспертное мнение

Наблюдается общий тренд на комбинирование методик

«Наблюдается общий тренд на комбинирование методик сбора первичных данных. На региональных рынках пока он не очень отражается, потому что эти рынки не такого большого размера». Интервью с Владимиром Звоновским, директором «Фонда социальных исследований» (Самара).

Владимир Борисович, на последней Грушинской конференции Вы представили доклады о трендах в развитии индустрии прикладных исследований и о комбинировании методов. Исходя из приведенных Вами данных, что сейчас происходит на рынке исследований в целом?

Наблюдается общий тренд на комбинирование методик сбора первичных данных. Если раньше с человеком общение было преимущественно личное, то сегодня это может быть телефон, скайп, личный контакт, онлайн анкета, анализ фотографий или цифровых следов, которые оставил респондент. Во-первых, мы используем те возможности, которые появились при сборе данных, во-вторых, мы вынуждены так делать, потому что у людей есть свои предпочтения. Исходя из этих двух тенденций, наблюдается общий тренд на комбинирование и очень сильный запрос на него. Другое дело, что теория не поспевает формировать научно обоснованные выборки. Пока это не представляется возможным.

Отражается ли это на региональных рынках?

На региональных рынках пока он не очень отражается, потому что эти рынки не такого большого размера. Чтобы комбинировать, нужны большие выборки. Если мы можем комбинировать телефонные и онлайн опросы, то у нас в онлайне должно быть большое количество респондентов. Это в настоящее время затратно по деньгам и по времени, поэтому пока это в регионах не сильно сказывается. Другое дело, что само по себе увеличение доли онлайн опросов, конечно, лишает регионы монополии на доступ к респондентам в этом регионе.

В связи с этими тенденциями изменился ли перечень задач?

Задачи особо не меняются. Другое дело, если мы раньше могли опросить респондента каким-то одним способом, то сейчас у нас есть более широкий круг возможностей. Чаще всего об этих возможностях узнают исследователи, а не клиенты. На мой взгляд, пока исследователь идет перед клиентом, по крайней мере, это касается нашей компании.

Как изменится структура отрасли в будущем? И как это отразится на региональных компаниях?

Наблюдаются три пары трендов. С одной стороны, мы имеем запрос клиента на консалтинг и на сложные проекты. Такие запросы заставляют нас активнее комбинировать разные способы и не только участвовать в исследованиях, но и в последующих консультациях. С другой стороны, мы имеем противоположную тенденцию на ценовой прессинг и комодитизацию, т.е. превращение исследования в рутинную измерительную процедуру, например, сколько у нас сейчас лояльность потребителя определенной марки. Есть такие противоположные тенденции и компании формируют соответствующий ответ. В итоге кто-то строит свою компанию под консалтинг и сложные проекты, а кто-то под фабрику. И этот процесс существует уже много лет.

Два других процесса: это концентрация индустрии. Мы знаем, что не только Ipsos купил Comcon, но и GFK продал значительную часть своей отрасли Ipsos. TNS вынужден был передать Mediascope ВЦИОМ. С другой стороны, появляются небольшие компании, которые добиваются большого успеха и становятся заметными в определенном сегменте рынка.

Третья пара трендов: развитие технологических решений. С одной стороны, - более сложно, комбинированно и технологично. С другой стороны, у нас ослабляется то, что называется позитивистская составляющая, т.е. ослабляются требования абсолютного доказательства любого шага. Сегодня критерий истинности подменяется критерием эффективности. Так долго наука, конечно, существовать не может. Но это позволяет использовать новые виды данных. Все перечисленные пары трендов противоречат друг другу, но несмотря на это сосуществуют.

К каким изменениям в структуре навыков профессии приводят изменения, происходящие на рынке исследований? Какие востребованы специалисты и навыки?

В первую очередь, это специалисты по социальной информатике, способные не только интерпретировать результаты обработки вторичных данных, но и формировать структуру новых баз данных, приспособленных для последующей обработки. Специалисты по коммуникациям, которые способны представлять результаты по проведенным исследованиям различным целевым аудиториям. Социальные эксперты готовые оценивать социальные последствия политических, экономических действий и событий. Менеджеры исследования, умеющие управлять единым исследовательским процессом, который часто идет в разных локациях, методах и организациях. Нам часто приходится комбинировать. Одну часть исследования выполняет одна компания, другую выполняет другая, и нужен руководитель проекта, который знает не только методы исследований, но имеет опыт по комбинированию этих методов в едином проекте, который он ведет.

Очевиден сдвиг в сторону большей информационно-технологической вооруженности, то, что называется IT. Для того, чтобы социолог был компетентен в своей повседневной исследовательской деятельности, он должен сегодня не просто знать, что такое Excel или SPSS, он должен знать, как использовать доступные средства web аналитики, доступные программы статистического анализа, такие как R или Python, навыки работы с нейронными сетями и т.д. Это становится повседневным инструментом социолога.

Вы совмещаете должности директора «Фонда социальных исследований» и заведующего кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета. Есть ли проблема с подготовкой кадров, с количеством и качеством специалистов?

Есть проблема с подготовкой кадров. В основном не хватает преподавателей из сферы IT. Для того, чтобы студента научить языку R или Python, нужно, чтобы были преподаватели, которые это могут. На десять человек, которые умеют им пользоваться, будет один, который способен эти знания передать другим. Учитель получается не из всякого специалиста. Это проблема не только для Самарского вуза.

В каких сферах востребованы люди с социологическим образованием?

Здесь как раз никаких изменений нет. Социологи востребованы везде. Можно выделить, как и 20 лет назад: маркетинг и коммерческие предприятия, которые осваивают новые рынки, выводят новые продукты. Второе – органы государственной власти. Третье – это СМИ, которые непосредственно воздействуют на потребителя, сюда включаются и интернет ресурсы. И четвертое – исследователи и исследовательские агентства. Сейчас социолог, который обладает знаниями из IT сферы – обладает безусловной квалификацией и компетенциями.

© 2019 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск