Экспертное мнение

Специфика индустрии во многом связана с размером страны и масштабами экономики

«Специфика индустрии во многом связана с размером страны и масштабами экономики. Несмотря на заверения о бурном и последовательном росте различных экономических показателей, многие участники исследовательского рынка его не отмечают. Поскольку существенный объём исследовательских работ заказывается со стороны международных ТНК и представительств FMCG брендов — рынок преимущественно развивается именно за счет подобных заказов». Интервью с Арамом Навасардяном, президентом Армянской Ассоциации Маркетинга, директором исследовательской компании «ЭМ ПИ ДЖИ» (членом «Gallup International Association»), представителем ESOMAR в Армении.

Арам, расскажите о Вашей компании, как все начиналось, каких успехов Вы достигли за эти годы?

Компания Эм ПИ Джи (MPG — Marketing Professional Group) действует более чем 16 лет, и на рынке мы являемся одними из лидеров по объемам и количеству реализуемых проектов. Без лишней скромности могу сказать, что на рынке политических исследований, мы бесспорные лидеры (по количеству цитирований в СМИ, публикаций и пресс-конференций). Это связанно и с тем, что с 2011 года мы являемся членами самой известной и влиятельной профессиональной ассоциации — Gallup International Association, которая действует более чем 70 лет. Опыт, перенятый от многих компаний, в том числе таких, как Gallup International Association, помогает нам стабильно удерживать лидерские позиции.

Основал Эм ПИ Джи я в 2003 году, сам руководил и участвовал в реализации более чем 700 исследовательских проектов разной направленности и объема. Однако, учитывая, что наш рынок и сфера динамично развиваются и новые технологии активно меняют логику и технологии исследований, я постоянно учусь сам и перенимаю передовой опыт международный исследовательских центров (работая с ними, посещая различные мероприятия, конференции и семинары) и внедряю полученные знания и опыт в свою компанию.

Что радует Вас в работе?

В нашей компании отсутствует регулирование «gender balance». Подавляющее большинство наших специалистов — интервьюеров, супервайзеров, аналитиков — прекрасные дамы. И мне очень приятно работать с Красивыми и Умными сотрудницами.

В чем специфика исследовательской индустрии в вашей стране? Какие есть национальные особенности? Как это влияет на вашу работу?

Специфика индустрии во многом связана с размером страны и масштабами экономики. Несмотря на заверения о бурном и последовательном росте различных экономических показателей, многие участники исследовательского рынка его не отмечают. Поскольку существенный объём исследовательских работ заказывается со стороны международных ТНК и представительств FMCG брендов — рынок преимущественно развивается именно за счет подобных заказов.

К сожалению, «специфика местных клиентов» - это синоним «слабой просвещенности»: они плохо понимают, зачем вообще нужны исследования, не очень представляют себе пользу первичных и качественных данных, не умеют их интерпретировать, то есть «читать, понимать, делать выводы». Если говорить цифрами, — не более 20-30% местных компаний покупают или заказывают необходимые исследования и базируют свою стратегию развития на их основе, то есть на основе фактов. Разумеется, среди представителей местного бизнеса столь же широко распространены и проблемы с пониманием маркетинга, точнее с осознанием его ценности как инструмента повышения эффективности деятельности компании.

Существуют и объективные причины слабого интереса местного бизнеса к результатам исследований, первая и главная из которых — не всем, особенно мелким компаниям, «по карману» проведение качественного исследования.

Ситуацию можно спроецировать и на изучение общественного мнения, политическим и социологическим исследованиям. В этой сфере крупными заказчиками, как правило, выступают международные организации, фонды, посольства. Государственные учреждения Армении порой тоже заказывают подобные проекты, но, чаще всего, за счет полученных международных грантов и программ развития.

Доминирует среди национальных особенностей, пожалуй, то, что клиент или бенефициар не готов принять и поверить, что его услуга, продукт, партия или он сам, не очень-то, оказывается любимы и востребованы широкими народными массами. Производители отказываются верить, что созданный второпях и «на коленке» ребрендинг стал причиной снижения уровня продаж. Политики просто не позволяют себе публично признать, что цифры относительно их популярности могут быть верны. В итоге представитель бизнеса винит конкурентов, а политик в частных беседах откровенничает и объясняет свое поведение так: «мы не можем сказать своим однопартийцам и электорату, что наш рейтинг ниже 5%, поэтому для воодушевления мы говорим, что у нас есть все шансы на победу, не упоминая цифры». На мой взгляд, такое поведение похоже на поведение шаманов, которые полагают, что, повторяя мантру «Мы победим» в результате победят. Говоря серьезнее, — отрицание фактов и поиск «внешних врагов» в этих вопросах вредят самим компаниям и политическим деятелям, поскольку отвлекают внимание от реальных внутренних, структурных проблем, которые можно было бы решить, и работать эффективнее, повышая реальный рейтинг.

В результате исследовательским компаниям очень сложно продвигать свои услуги среди местных компаний и организаций. Однако «светлая сторона» есть: некоторые крупные местные клиенты, в определенном смысле влияющие на свой бизнес-сектор, в частности, банки, страховые организации, некоторые производители пищевых и непищевых продуктов много лет являются клиентами Армянской Ассоциации Маркетинга и «ЭМ ПИ ДЖИ», регулярно заказывая проведение исследований. По стабильной и позитивной динамике развития таких компаний можно легко заметить, что результаты проводимых исследований не пропадают даром. 

Как работаете с различными национальными группами/диаспорами?

Армения моноэтничная страна, порядка 97% проживающих — армяне. Относительно диаспоры: есть определенный объем исследовательских проектов, однако он не очень велик. Несколько раз проводились проекты по исследованию мнения диаспоры, которая очень многочисленна в сравнении с населением Армении (порядка 3.000.000 человек в стране и 10.000.000 армян в более чем 80 странах в мире). Сейчас также бывают проекты и инициативы, где желательно узнать и услышать мнения всех. В этом плане развитие онлайн-технологий открывает более эффективные и изящные решения данной задачи.

Какие новые методы и технологии развиваются на вашем рынке?

Местные исследовательские компании очень быстро развиваются, по количественным опросам порядка 70% делают CAPI и лишь малая часть исследователей все еще делают PAPI (хотя порой клиенты сами настаивают на этом). По качественным методикам все основные игроки также имеют необходимый опыт и техническое оснащение для реализации подобных проектов.

Есть ли государственное регулирование в индустрии? Насколько мешают/вмешиваются в процесс?

Пока в деятельность исследовательских компаний государство не вмешивалось, и мне хотелось бы верить, что так оно и будет. Моя позиция простая: рынок сам должен и может фильтровать участников исходя из качества предоставляемых услуг, государству на этом поле делать нечего. В Ассоциацию Маркетинга иногда обращаются заказчики и исследователи с какими-то спорными вопросами. В этом случае Ассоциация рассматривает взаимоотношения, выступая как независимый арбитр. 

Есть ли зоны повышенной социальной напряженности? С какими трудностями сталкиваетесь в зоне конфликтов?

Очаги напряженности, проблемные вопросы существуют повсюду, Армения не обделена этим, плюс сложные отношение (или их отсутствие) с соседними странами, в частности с Азербайджаном и Турцией. Кстати, некоторые местные компании также проводят исследования в Нагорно-Карабахской республике (население порядка 200.000 человек). 

Относительно зон конфликта есть серьезная специфика, требующая вдумчивости и взвешенности, бывали и курьезные случаи. Однажды мы проводили исследование с репрезентативной выборкой по всей Армении. Заказчик сам выбрал населенные пункты, в том числе региональные города и села. Мы попросили исходя из соображений безопасности заменить одно село, которое находилось у северной границы Армении и Азербайджана, — в период проведения исследования там довольно часто и интенсивно шли обстрелы с Азербайджанской стороны. Через день наш клиент (из другой страны, который был координатором регионального исследования) ссылаясь на то, что конечный заказчик очень строг и может не согласиться на замену населенного пункта спросил: «А вы не можете договориться с Азербайджаном, чтобы они не стреляли хотя бы 3-4 дня, пока вы не завершите опрос в этом селе?» Мы дали понять, что быстрее и проще будет заменить село, чем ждать, пока «наши люди» станут президентами обеих стран и смогут «поставить обстрелы на паузу».

Сотрудничаете ли Вы с российскими компаниями? Как складываются отношения с партнерами из России?

Многие местные исследовательские компании работают с российскими коллегами, отношения деловые и профессиональные. У нашей компании более чем 12-летний позитивный опыт работы с российскими коллегами. Были случаи, когда нам не полностью оплачивали проект (для МТС, насколько я помню). Несмотря на подписание Акта о принятии работ нам в течении 2 лет под разными предлогами не переводили доплату, и даже обращение в профессиональное сообщество не помогло. Насколько мне известно, сейчас исследовательская компания-должник обанкротилась и прекратила свое существование. Подобные ситуации случаются, однако, я не склонен винить только российских коллег — возможно, мы не слишком детально проработали договор. На таких ошибках я предпочитаю учиться. В целом же, повторюсь, отношения с российскими коллегами можно назвать стабильно позитивными и профессиональными. 

В каких областях видите точки пересечения с российскими коллегами? Как построить взаимовыгодное сотрудничество?

В рамках Ассоциации мы планируем провести ряд мероприятий для более тесного сотрудничества с российскими коллегами. В Армении на данный момент действуют порядка 10-12 исследовательских агентств полного цикла. У всех есть проекты с коллегами из России, но есть и потенциал развития. Мы будем и дальше стимулировать расширение связей и укрепление профессионального сотрудничества.

 

© 2019 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск