Экспертное мнение

С учетом немногочисленного населения страны и ограниченного рынка, мы не можем сказать, что исследовательская индустрия процветает

«С 2010-го года появились компании, специализирующиеся на исследованиях, т.е. исследовательская индустрия. У компаний выделились даже приоритетные направления исследования, например, медиа. Тем не менее с учетом немногочисленного населения страны и ограниченного рынка, мы не можем сказать, что исследовательская индустрия процветает, скорее выживает, особенно, сейчас». Интервью с Цэвээний Цэцэнбилэг, директором исследовательского центра «Оператив» (Монголия).

Цэцэн, расскажите о Вашей компании, как все начиналось, каких успехов Вы достигли за эти годы?

24 августа 1999 года молодые сотрудники Института философии, социологии и права Академии наук Монголии по инициативе директора Г.Чулуунбаатара, ныне академика и вице-президента АН Монголии, приняли решение о создании некоммерческой организации на базе Института для проведения заказных мобильных прикладных исследований, что и отразилось в выборе названия - “Оператив”-ный. Название же и дал Г.Чулуунбаатар, так что он явился как бы крестным отцом нашего центра.

20 марта 2000 года НКО “Оператив" был зарегистрирован в форме некоммерческой организации.  Начинали мы с проведения и организации в 1999-2000 годах серий семинаров по SPSS и качественной методологии исследования среди преподавателей и прикладников (по заказу и в партнерстве с Институтом открытого общества, фонд Сороса).

За прошедшие почти 20 лет были и взлеты, и затишье, не скажу, что падения, скорее стагнация, когда вроде люди есть, а заказов нет. Мы очень активно начинали с мониторинга 4 ведущих телеканалов Монголии по их заказу и гордились тем, что они приняли и претворили все наши предложения. Тогда в Монголии почти не было исследовательских центров, выполняющих заказные исследования. Так что мы порой бьем себя в грудь: «Мы были пионерами»! Но, что от этого толку, когда не было вообще понятия, что развитие зиждется на исследовании - надо измерить состояние, чтобы знать что, как и в каком направлении развивать: «Поставьте термометр, измерьте температуру, сделайте анализы, а потом ставьте диагноз и прописывайте лечение». А не только партия приказала. Я думаю, что мы все (пост-социалистические страны) прошли одни и те условия, когда партия одна знала и могла что-то рекомендовать, так сказать, являлась единственной общепризнанной “ворожеей и гадалкой”, а наука была призвана подтверждать и “валидизировать”. Другими словами, исследования никому не были нужны тогда. Страна только начала отходить от шоковой терапии начала 90-х, когда все цены были искусственно взвинчены вдвое. Так что после немногочисленных заказов наступило затишье с эпизодическим всплеском оживления до 2012, когда выпускники Улаанбаатарского Университета на базе Института решили реанимировать центр “Оператив” в свете возросшего интереса к исследованиям.

С 2012 года мы проводим различные исследования: социологические, социально-политические, электоральные, маркетинговые, и  в разных форматах - от полного цикла до сбора данных по стране, например, для сравнительных исследований, проводящихся в разных странах.

Основные сферы деятельности

  • Организация и проведение количественных и качественных социологических, маркетинговых исследований
  • Проведение комплексных социальных исследований полного цикла (исследования социальных проблем, групп, оценка потребностей)
  • Проведение социально-политических исследований, мониторинг и оценка программ, госуслуг, электоральные исследования
  • Проведение социально-психологических исследований, оценка персонала.

В чем специфика исследовательской индустрии в Монголии? Какие есть национальные особенности? Как это влияет на вашу работу?

С 2010-го года появились компании, специализирующиеся на исследованиях, т.е. исследовательская индустрия. У компаний выделились даже приоритетные направления исследования, например медиа. Тем не менее с учетом немногочисленного населения страны (3 миллиона) и ограниченного рынка, мы не можем сказать, что исследовательская индустрия процветает, скорее выживает, особенно, сейчас. В основном за счет заказов международных организаций, фондов, доноров, так как национальные компании обходятся поверхностными исследованиями, если и делают, хотят сразу все знать с минимальными расходами. Мы проводили маркетинговые исследования для компаний, но осталось впечатление,  что они не используют результаты.

Как работаете с различными национальными группами/диаспорами?

Монголия-страна, где 95% проживающих - монголы с буддистским вероисповеданием. Когда работаем с людьми с плохим знанием монгольского, например, с казахами в Баян-Ульгийском аймаке (провинции) -  нанимаем консультантов и интервьюеров-носителей языка, проводим тренинги.  

Какие новые методы и технологии развиваются на вашем рынке?

Местные исследовательские компании быстро развиваются, делают CAPI, есть колл-центры.

Есть ли зоны повышенной социальной напряженности?

Нет. Монголия -  стабильная страна.

Сотрудничаете ли Вы с российскими компаниями? Как складываются отношения с партнерами из России?

Да, мы много лет плодотворно сотрудничаем с российскими коллегами, прежде всего, конечно, надо назвать Институт Социологии РАН, с которыми были совместные инициативные проекты с 2007 года. Руководителями с российской стороны были - мой незабвенный научный руководитель, доктор, профессор В.А. Ядов и доктор, профессор З.Т. Голенкова. Есть много российских коллег и компаний, с которыми работали над различными проектами с удовольствием: Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» (г. Волгоград), Циркон, СESSI.  Я им всем очень благодарна за поддержку и сотрудничество, очень многому научили.

Как изменилась индустрия в вашей стране за последние годы? Что ждет индустрию в Монголии?

Исследовательская индустрия в нашей стране за 10 лет расширилась, можно даже сказать, сформировалась, конечно, по сравнению с тем, что было, а не по сравнению с другими странами.

Что ждет? Будем оптимистами и будем верить, что пойдет вверх. Появятся вдумчивые национальные клиенты, улучшится использование данных для принятия решений и стратегического планирования бюджетных организаций. Думаю, что каких-то существенных изменений за год или 5 лет не произойдет.

   © 2020-2024 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск