Экспертное мнение

Предприниматели рассказали о своем отношении к системе государственных закупок

Предприниматели рассказали о своем отношении к системе государственных закупок в рамках XX волны Индекса RSBI — ежеквартального исследования бизнес-настроений малого и среднего бизнеса, организованного Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и исследовательским агентством MAGRAM MR.

3 июля Правительство РФ направило в Госдуму поправки к законопроекту о требованиях к составу заявки субъектов МСБ на участие в закупках. Предлагается ограничить перечень документов, которые заказчики вправе потребовать от малого бизнеса для участия в гос. тендере.

В рамках XX волны Индекса RSBI — ежеквартального исследования бизнес-настроений малого и среднего бизнеса, организованного Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и независимым исследовательским агентством MAGRAM, предприниматели рассказали о своем отношении к системе государственных закупок.

В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 2300 предприятий малого и среднего бизнеса из 23 регионов РФ, на которые приходится 63% всех российских компаний сегмента МСБ.

Согласно результатам исследования, количество предпринимателей, участвующих в госзакупках за пять лет[1] практически не изменилось. Так, по итогам II квартала 2019 года доля компаний, принимающих участие в госзакупках, составила 28% (в 2015 году их доля была 24%).

Стоит отметить, что среди участников госзакупок ожидаемо значительно больше компаний, работающих с В2В-сегментом: 81% против 19%, работающих в розничном бизнесе.

За пять лет значительно выросло доверие респондентов к качеству процедур закупок для государственных компаний. Так, в 2015 году 30% респондентов утверждали, что госзакупки проходят в честном конкурентном отборе, в 2019 году так думают 42% предпринимателей.

Закупки график.jpg


32% респондентов считают, что в процедуре госзакупок присутствуют незначительные нарушения — эта цифра также практически не меняется с 2015 года (31%).

Количество тех, кто считает госзакупки полностью фальсифицированными, уменьшилось почти в два раза: если в 2015 году этот показатель составлял 22%, то к 2019 году снизился до 12%.

Фальсификат график.jpg


Еще 14% затруднились ответить на этот вопрос.

Интересно, что среди участников закупок, работающих в розничном бизнесе, доля тех, кто считает, что закупки проходят в честном конкурентном отборе, значительно выше, чем тех, кто работает с корпоративными клиентами (52% против 39%).

Основными нарушениями процедуры закупок госкомпаний в 2019 названы следующие (вопрос задан 58% респондентов, отметивших какие-либо нарушения и затруднившимся ответить. Вопрос допускал несколько вариантов ответа):

· 48% считают, что технические требования заказчика излишне ограничивают выбор организаций, которые могут принять участие в закупке;

· 34% отмечают аффилированность госзаказчика в результатах госзакупки;

· 30% называют нереальные сроки исполнения заказа, указываемые заказчиком;

· 27% считают неправильным недопуск поставщиков к участию в торгах из-за объективно незначительных отличий/нарушений/причин.

· 15% указывают на корректировку условий заказа после объявления победителя.

Стоит отметить, что за последний год эти цифры практически не изменились (колебания в 2-3% в данном случае не считаются статистически-значимыми).

Единственный пункт, который в этом году отметило большее количество предпринимателей, это «ограничение доступа к оформлению и подаче заявки (например, размещение на сайтах, где требуется дополнительная оплата, дополнительная регистрация, оформление ЭЦП и пр.)» — 32% против 24% в 2018 году.

Очевидно, это связано с изменениями в организации госзакупок, принятыми с 1 января 2019 года[2]. Как и любое нововведение, переход поначалу вызвал сложности с оформлением и подачей заявок. Однако тот факт, что количество участников госзакупок с прошлого года не изменилось (28%), говорит о незначительном влиянии введения электронной подачи заявок на общее отношение малого предпринимательства к системе государственных закупок.

Предприниматели, не участвующие в госзакупках (72%), объясняют это следующими причинами (вопрос предполагал несколько вариантов ответа):

· конкурсы разработаны таким образом, чтобы в них побеждали заранее определенные компании — 24%;

· высокий уровень ценовой конкуренции, приводит к очень низкой цене закупки — 20%;

· госзакупки не интересны нашей компании — 19%;

· слишком сложная процедура подготовки тендерной документации — 15%;

· специфика бизнеса не позволяет принимать участие в госзакупках — 12%;

· необходимость оплаты обеспечения заявки контракта — 12%;

· нам не понятно, как принимать в них участие —10%

· при закупках предъявляются очень жесткие квалификационные требования к поставщику — 9%

Если рассматривать причины «неучастия» по направлениям бизнеса, то в разрезах по компаниям, работающим в рознице (с физическими лицами) и компаниям, работающих с юридическими лицами (В2В-сегмент) самыми популярными причинами стали:

 

 

 

Компании, работающие в В2В-сегменте

 

 

Компании, работающие в розничном бизнесе

 

Конкурсы разработаны таким образом, чтобы в них побеждали заранее определенные компании

 

28%

 

 

17%

 

Высокий уровень ценовой конкуренции, приводит к очень низкой цене закупки

 

23%

 

 

14%

 

 

Кроме того, среди компаний, работающих в розничном бизнесе, в два раза выше доля тех, кто не понимает, как принимать участие в госзакупках — 14% против 7% компаний, работающих в В2В-сегменте (по всем малым и средним предприятиям доля составляет 10%).


________________________________________________________________________________
[1] Вопросы об участии в госзакупках задаются участникам Индекса RSBI ежегодно с 2015 года.

[2] С 01.01.2019 в связи с изменением законодательства РФ в сфере закупок подача заявок на участие в закупках, проводимых в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013, а также, проводимых для только для субъектов МСП в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011, возможна исключительно в электронной форме — на уполномоченных для проведения торгов согласно федеральному закону 44-ФЗ восьми электронных площадках.
 
 
© 2019 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск