Экспертное мнение

Любой российский университет скажет: “Мы даем базовые знания по социологии, а докручивать, доваривать, дожаривать – это вы уже будете на производстве’’

«Любой российский университет скажет: “Мы даем базовые знания по социологии, а докручивать, доваривать, дожаривать – это вы уже будете на производстве’’. Если предприятие себе хочет подготовить специалиста, оно должно входить во взаимодействие со студентами третьего или четвертого курсов и работать с ними для того, чтобы готовить их постепенно к работе». Интервью с Владимиром Звоновским, директором по исследованиям «Фонда социальных исследований» (Самара), заведующим кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета.

Владимир Борисович, на сегодняшний день готова финальная редакция профстандарта социолога. Почему необходимость разработки стандарта профессии «социолог» возникла прежде всего в сегменте исследовательских компаний? Был ли в нем заинтересован академический сектор?

Вузы как раз и были очень заинтересованы. Во многом благодаря стимулированию этой работы со стороны, в частности, Высшей школы экономики разрабатывался профстандарт. Другое дело, что они не могли подготовить его сами, потому что требовался именно профессиональный взгляд со стороны индустрии. Поэтому они всячески нас стимулировали и помогали двигаться по этому пути.

Почему потребовалось столько времени для принятия стандарта, как Вы думаете?

Во-первых, долго раскачивались сами. Во-вторых, это бюрократическая процедура, и она очень часто требует просто знания, в какой кабинет и какую бумагу занести, и какие слова при этом сказать. В-третьих, есть конкурирующие организации, которые хотели создать и создали свой стандарт, и мы уже конкурировали с их стандартом.

Как принятие профессионального стандарта отразится на профессиональной подготовке социологов?

Я не считаю, что профстандарт нас от чего-то спас. Он нам позволил какие-то процессы формализовать. Работа была проведена, частично она положительная. Для человека, который в первый раз сталкивается со стандартами, это кажется идиотизмом. А если человек сталкивался с образовательными стандартами, ему профстандарт социолога покажется очень полезным документом. Потому что там понятно изложено, что индустрия требует от специалиста. Польза от профстандарта для индустрии не великая, но есть. А для образования польза большая. Он поможет высшей школе готовить специалистов. Изучив этот стандарт, можно, по крайней мере, понять, что ждет выпускников на производстве.

Существует ли проблема идентификации профессии «социолог»?

Это достаточно сложно все. Профессия наша очень быстро меняется, требуется очень широкий спектр навыков. Например, сейчас мы активно ищем людей, которые имеют навыки web-аналитики, это становится важным элементом в деятельности любой исследовательской компании. Теоретически можно было предполагать, что это когда-нибудь придет. Но вряд ли можно было сделать 10 лет назад.

Как Вы считаете, образовательный стандарт вузов отстает от реальной исследовательской практики? Как можно решить эту проблему?

Образовательный стандарт он не то, чтобы отстает, он вообще про другое. Когда ты читаешь, какие там требуются компетенции, тебе кажется, будь ты доктор или академик, что ты абсолютный идиот, потому что понять эту вербальную вязь невозможно никому, помимо тех, кто это написал. А что касается знаний, то, конечно, что дает высшая школа, отстает от индустрии. Буквально на днях мы были в Казани на мастер-классе «Фокус-Группа. От гайда до отчета», который организовала Ассоциация «Группа 7/89». На нем собрались уже опытные специалисты, которые умеют проводить фокус-группы. Но каждый участник увез с мастер-класса что-то новое, потому что методы каждый год совершенствуются. Практики, которые показали свою эффективность, усиливаются, используются все чаще и больше. Образование и вузы никогда не смогут обогнать здесь исследовательское поле. Не настолько наша наука сложилась, чтобы можно было догнать.

Молодым специалистам приходится доучиваться?

Им абсолютно точно приходится доучиваться, потому что посыл сегодняшних университетов - не доучивать до конца. Любой российский университет скажет: «Мы даем базовые знания по социологии, а докручивать, доваривать, дожаривать – это вы уже будете на производстве». Если предприятие себе хочет подготовить специалиста, оно должно входить во взаимодействие со студентами третьего или четвертого курсов и работать с ними для того, чтобы готовить их постепенно к работе.

А какие требования предъявляются к молодым специалистам? Соответствуют ли полученные в вузе знания реальной практике?

Это зависит от того, кого нужно найти. Если человека для руководства полевым проектом – нужен специалист, который знает теорию выборки, как разговаривать с разными людьми, имеет навыки управления. Если нужен человек, который ведет проекты – он должен быть знаком с более широким кругом социологических методов, должен уметь адаптироваться к разным индустриям, понимать клиентов разных рынков. Он должен уметь постоянно учиться и собирать информацию. Это происходит из-за разнообразия сфер в которых приходится проводить исследования. А если это специалист по web-аналитике, то разумеется он должен быть хорошо технически, «айтишно» подкован. Мы сейчас стараемся существенно увеличить техническую подготовку и вооружённость выпускника социологических факультетов, чтобы они могли использовать существующие средства web-аналитики.

А в связи с тем, что требуется такой широкий спектр навыков, есть проблема подготовки кадров в вузе? Как она решается?

Проблема есть. И решается она в основном силами индустрии. Докручиваем, доверчиваем. Ищем, что и как можем сделать сами.

Чтобы Вы изменили в системе образования и подготовки будущих социологов?

Я могу что-то менять, поскольку являюсь заведующим кафедрой Самарского государственного экономического университета. Но ведь для того, чтобы научить студента чему-то, это надо знать самому. Я, конечно, много знаю по поводу исследований, как их нужно проводить. Но, например, навыков психологической подготовки модераторов, интервьюеров и руководителей проектов или знаний web-аналитики у меня нет. На изучение требуется время, а людей готовить нужно сейчас. Поэтому мы решаем эти вопросы другими методами. Но это уже не к образованию вопрос, а больше к индустрии.

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск