Экспертное мнение

Проблема нашей отрасли в том, что она очень закрыта

«Проблема нашей отрасли в том, что она очень закрыта. Мы редко выходим за рамки своего профессионального сообщества. Большинство коммуникаций происходит в профильных группах в соцсетях и на конференциях. Хотя данные исследований очень востребованы, но только некоторые из компаний публикуют их для широкой общественности». Интервью с Людмилой Горюновой, генеральным директором «Михайлов и Партнёры. Аналитика».

Людмила, расскажите о Вашей компании.

Наша компания «Михайлов и Партнёры. Аналитика» – агентство полного цикла, предлагающее все типы классических и инновационных исследований и собственные разработки. Мы представлены на рынке с 2005 года и предлагаем услуги маркетинговых, социологических и кадровых исследований. К нам часто обращаются, когда перед исследованием стоят нетривиальные задачи, и для этого у нас есть самое главное - команда замечательных профессионалов и уникальные авторские методики.

Какие каналы Вы используете для продвижения (мероприятия, СМИ)? Какие каналы, по вашему опыту, оказались самыми эффективными? А какие, наоборот, разочаровали, не оправдали ваших ожиданий?

Мы участвуем во многих профильных мероприятиях - в прошлом году мы вошли в состав организаторов РИН, также экспонируемся на ResearchExpo. Но, на мой взгляд, эти мероприятия, не столько являются способом продвижения, сколько инструментом поддержки исследовательской отрасли как своего рода содружества.

 Если говорить про эффективные каналы продвижения агентства и отрасли в целом, то удачным примером является наш инициативный проект «МЫСЧИТАЕМ». В его рамках мы измеряем настроения в обществе по социально-значимым темам. Таким образом, мы привлекаем внимание общественности к острым вопросам, предлагаем задуматься, обсудить наши данные, принять решения. Каждое исследование мы завершаем пресс-конференцией с экспертами и журналистами. По итогам мы получаем огромное количество публикаций как в российских, так и зарубежных СМИ.

На ваш взгляд, насколько доступна информация об исследовательских компаниях и практиках?

Если говорить о доступе к информации в целом, мне кажется, на профессиональных ресурсах и сайтах самих компаний ее достаточно. На конференциях коллеги довольно активно делятся своей практикой. Другой момент, у всех игроков исследовательского рынка много проектов, которые находятся под жестким NDA. Поэтому не все данные могут быть открыты в тот момент, когда они актуальны.

В чем, по вашему мнению, особенности продвижения услуг исследовательской компании? Изменились ли они в последнее время, можно ли выделить какие-то тренды? 

Исследовательский рынок довольно непростой. Все ключевые игроки известны, и довольно часто в реальной жизни продвижение происходит через «сарафанное радио», особенно, если мы говорим о небольших компаниях. Клиенты часто проявляют консерватизм: если ты нашел хорошее агентство, зачем его менять? А если не нашел – ищешь рекомендации. Именно поэтому для продвижения услуг эффективны конференции, клиентские дни, подразумевающие личное общение. Но с этим сейчас непросто, насколько будет этому способствовать перевод этих коммуникаций в диджитал-формат, покажет этот год.

 С какими основными проблемами вы сталкиваетесь при продвижении? Что обязательно нужно учитывать?

Проблема нашей отрасли в том, что она очень закрыта. Мы редко выходим за рамки своего профессионального сообщества. Большинство коммуникаций происходит в профильных группах в соцсетях и на конференциях. Хотя данные исследований очень востребованы, но только некоторые из компаний (чаще всего, это лидеры отрасли) публикуют их для широкой общественности.

В чем основные ошибки, которые совершают исследовательские компании при продвижении? Как их исправить?

Мы, исследователи, надо это признать, довольно скрупулезны и въедливы. Нам очень важна детализация, мы очень трепетно относимся к формулировкам и методологии. Далеко не все готовы это принять. Большинство статей, которые я видела от исследователей, перенасыщены данными, и порой даже профессионалу тяжело усвоить весь объем. Другая крайность –теоретизирование в формате научных статей. Именно поэтому публикации от исследователей часто так и остаются в узких кругах. Важно, сделать так, чтобы информация легко воспринималась, подать ее в легкой красивой форме, и найти темы, которые, действительно, актуальны и востребованы.

Какие советы Вы могли бы дать коллегам для продвижения компании? 

Сейчас сложно давать советы, т.к. мир меняется каждую минуту. И данные устаревают в считанные дни. Возможно, кому-то лучше войти в режим сохранения и реагирования только в случае необходимости. Поставщикам онлайн решений, конечно, самое время информировать о своих продуктах всеми возможными способами. Кстати, через в том числе RRW Digest. Я искренне считаю этот канал своеобразным рупором нашей индустрии.

Как карантин, эпидемиологическая ситуация и отмена всех мероприятий РИН (конференции, выставки) повлияют на работу исследовательских агентств и отрасли в целом? С какими рисками и проблемами они столкнутся?

Сейчас, конечно, все переходят в онлайн. Панели и провайдеры софта для такого рода исследований уже, наверняка, имеют рост проектов.

Кризис несет много угроз, но дает и возможности. И востребованность наших данных часто в такие моменты возрастает. Но здесь накладываются физические ограничения. Очень страдают качественные исследования, т.к. здесь роль живого общения по-прежнему велика. И я считаю, что оффлайн фокус-группы и глубинные интервью – это то, что вернется в нашу жизнь после снятия ограничительных мер прежде всего. С другой стороны, фокус-группы в режиме онлайн трансляции, скорее всего, будут и дальше развиваться, т.к. дают возможность экономить бюджет на командировках модераторов.

Этот кризис, конечно, неблагоприятно скажется на региональных полевых агентствах. Остановлены крупные трекинги по методу F2F, отменены фокус-группы и интервью, и регионам будет очень сложно в такой ситуации быстро переориентироваться и найти новый источник бизнеса.

Однако четких прогнозов ни у кого нет, мы стараемся следить за ситуацией, оперативно реагировать на нее и в случае необходимости информировать наших клиентов и партнеров. И здесь выживет тот, кто умеет быть гибким и клиентоориентированным, а также сможет эффективно работать в условиях совсем небольшого горизонта планирования. На мой взгляд, сейчас важно быть хоть и на требуемом расстоянии, но вместе, поддерживать друг друга, чтобы сохранить все хорошее, что уже сделано.

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск