Ассоциация с 2015 года проводит опрос своих членов по методике PMI. Респондентов просят оценить текущую ситуацию на рынке исследований и возможности ее изменения по следующим критериям: общий объем исследований, проекты полного цикла, поквартирные опросы, телефонные опросы и CATI, ожидание к объемам будущего года. По результатам опроса определяется индекс деловой активности PMI*, который позволяет достаточно надежно предсказать поворотные точки делового цикла. Нулевой линией в данном случае считается значение 50%, если PMI ниже этого уровня, то намечается спад деловой активности, если выше – то подъем.
Ниже представлены накопленные данные индекса PMI, включая май 2016 года:
PMI | ||||||
Год | Месяц | Общий объем исследований | Проекты полного цикла | Поквартирные опросы | Телефонные опросы и CATI | Ожидание к объемам будущего года |
2015 | Январь | 37.5% | 25.0% | 25.0% | 30.8% | 41.5% |
Февраль | 39.1% | 37.0% | 25.0% | 50.0% | 52.2% | |
Март | 54.3% | 45.2% | 32.5% | 53.8% | 66.7% | |
Апрель | 47.7% | 36.8% | 42.1% | 63.6% | 69.6% | |
Май | 32.7% | 35.7% | 40.9% | 57.7% | 60.7% | |
Июнь | 37,0% | 34,2% | 31,0% | 50,0% | 56,0% | |
Июль | 29,5% | 31,3% | 36,7% | 45,5% | 56,3% | |
Август | 20,5% | 18,8% | 27,8% | 40,9% | 71,7% | |
Сентябрь | 43,2% | 33,3% | 26,3% | 65,0% | 66,7% | |
Октябрь | 42,1% | 38,9% | 27,8% | 72,2% | 61,9% | |
Ноябрь | 43,8% | 31,8% | 25,0% | 42,3% | 57,1% | |
Декабрь | 31,8% | 31,8% | 29,5% | 40,6% | 48,1% | |
2016 | Январь | 31,5% | 25,0% | 26,9% | 25,0% | 60,3% |
Февраль | 27,5% | 23,5% | 11,1% | 40,9% | 47,6% | |
Март | 36,4% | 32,5% | 33,3% | 64,3% | 60,9% | |
Апрель | 36,1% | 32,1% | 26,7% | 40,9% | 41,7% | |
Май | 35.0% | 41.7% | 29.4% | 50.0% | 55.0% |
Как следует из приведенных данных, настроения участников исследовательского рынка меняются циклично: в начале календарного года ожидания более оптимистичны, чем в его конце. Заметим, что за полтора года почти все оценки по поводу будущих ожиданий находятся в области положительных значений. Лишь в отдельные месяцы прогнозы пессимистичны, но этот спад можно назвать сезонным.
По данным опроса, проведенного в июне 2016 года на вопрос: «Пожалуйста, оцените, как изменился в апреле 2016 г. объём проведённых исследований, по сравнению с апрелем прошлого года? В том числе по отдельным видам работ», респонденты ответили следующим образом:
| Общий объем | Проекты полного цикла | Поквартирные опросы | Телефонные опросы и CATI |
Снизился | 45.0% | 38.9% | 58.8% | 29.4% |
Не изменился | 40.0% | 38.9% | 23.5% | 41.2% |
Вырос | 15.0% | 22.2% | 17.6% | 29.4% |
Согласно приведенным данным реальное число заказов не только не увеличивается, но и демонстрирует существенное снижение. Данные опроса указывают на то, что продолжается снижение заказов по поквартирным опросам на фоне роста спроса на телефонные опросы и CATI.
Ответы респондентов на вопрос «По вашим ощущениям, как изменится ситуация с объёмом заказов на исследования через 12 месяцев, т.е. в апреле 2017 года?» распределились следующим образом:
В % к сумме опрошенных | |
Снизится | 20.0% |
Не изменится | 50.0% |
Вырастет | 30.0% |
Данные опроса указывают на незначительное снижение объема работ по сравнению с оптимистичным ожиданием дальнейшего увеличения количества новых заказов или надеждой, что ситуация не изменится. Деловые ожидания в исследовательских компаниях относительно роста деловой активности в ближайшем году остаются на высоком уровне.
*PMI (Purchasing Managers Index) − это опережающий макроэкономический показатель, характеризующий состояние экономики в производственном секторе и сфере обслуживания. Каждый компонент отчета компилируется в диффузный индекс. Значение диффузионного индекса вычисляется для конкретного вопроса как сумма DI = (% ответивших "вырос/вырастет") + 0,5 *(% ответивших "не изменился").