Звоновский Владимир

Когда Ассоциация создавалась, мы скептически относились к ее перспективам, но год за годом, от встречи к встрече, было видно, что участие в ней дает и профессиональный рост, и интересное общение, и новые управленческие навыки.

Владимир Звоновский, Компания «Фонд социальных исследований», Самара

28-30 сентября 2017 года на базе Томского государственного университета состоялся первый «Форум полевых интервьюеров». Наталия Лосенкова, директор по развитию Центра социологических и маркетинговых исследований «Контекст» (Томск) и Ольга Скворцова, директор МИГ «Маркис» (Барнаул) делятся впечатлениями о прошедшем мероприятии.

alt

Наталия, какое участие Вы принимали в форуме интервьюеров?

Мы принимали участие в организации Форума. Спонсорами и организаторами мероприятия выступили: Фонд «Хамовники» (Москва), Фонд «Общественное мнение» (Москва), Лаборатория методологии социальных исследований ИнСАП РАНХиГС при Президенте РФ (Москва), Центр социологических и маркетинговых исследований «Контекст» (Томск), Кафедра социологии ФсФ ТГУ и Лаборатория социально-антропологических исследований ИФ ТГУ (Томск). Форум полевых интервьюеров, наряду с конкурсом Интервьюер-ПРОФИ (Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89»), призван «вывести из тени» интервьюеров, подчеркнуть их ключевую роль в проведении социальных исследований.

Что было самым важным? Поделитесь общими впечатлениями.

Идея форума состоит в том, чтобы «открыть» людей, которые собирают информацию, продемонстрировать, насколько они профессиональны, тем самым - повысить доверие к собираемым данным. С другой стороны, участие в Форуме дает интервьюерам почувствовать свою значимость, увидеть место в исследовательском цикле и осознать ответственность и важность тщательной работы с вопросами анкеты. Неслучайно был выбран именно формат «форума» - дискуссионной площадки, позволяющей включать в обсуждение все действующие лица исследования: от заказчика до полевого интервьюера. Основной формой работы стали «круглые столы», которые объединили профессоров университетов, методологов, ведущих специалистов федеральных исследовательских агентств, т.е. «статусных» интервьюеров, а также рядовых полевиков и студентов вузов. Отдельное спасибо - руководителям сибирских исследовательских компаний: «МИГ Маркис» (Барнаул), «Инфоскан» (Новосибирск), «Войс» (Омск), «Фонд «Общественное мнение - Красноярск» и «Маркетинг ЛАБ» (Красноярск) – которые сами участвовали в дискуссиях и спонсировали приезд своих ярких команд интервьюеров, сделав Форум самобытным.

Такое смешение (или «адская смесь», как охарактеризовал формат работы Тимур Османов, ФОМ) разностатусных групп вызвало много споров и упреков в размывании целевой аудитории мероприятия. Мы получили достаточно резкие отзывы о том, что форум, если и повторять в дальнейшем, то «с учётом целевой аудитории, выделив что-то одно: либо студентов, либо супервайзеров или руководителей, либо интервьюеров», «приземлив академические доклады, сделав их понятными для интервьюеров». На мой взгляд, сужение целевой аудитории, напротив, лишило бы событие уникальности. Для повышения квалификации или уровня мотивированности каждой из этих целевых групп есть отдельные отраслевые мероприятия: Грушинская конференция, серия событий от Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89» (Съезд, выставка ResearchExpo, Школа полевиков, вебинары и мастер-классы), узкоспециализированные митапы и т.д. Проведенный в Томске Форум стал попыткой объединения всех сторон исследовательского процесса с целью обсуждения существующих в отрасли проблем. Участие рядовых полевиков в дискуссиях и круглых столах, как мне кажется, обогатило и усилило обсуждение. Ярким примером такой «насыщенной дискуссии» стал круглый стол «Как «говорить» о ценностях?», где рамку обсуждения задала Анна Айвазян - представитель Фонда Фридриха Науманна, выступавшего заказчиком международного опроса о восприятии свободы. После обозначения проблем проекта со стороны фонда-заказчика, свое видение и интерпретацию результатов этого же опроса предложил Дмитрий Рогозин – с позиции стороны, отвечавшей за дизайн исследования и опросного инструментария, постановку задач звонковым центрам и итоговую аналитику. К дискуссии подключилась интервьюер ЦСМИ «Контекст» (Томск) Наталия Мирзалиева, непосредственно проводившая телефонные интервью по разработанной заказчиками анкете. Наталия поделилась своим впечатлением о проекте, кейсами реальных интервью и дала оценку «нестандартным приемам» в анкете («виньетки» с ситуациями морального выбора). Такое трехстороннее обсуждение проекта – дорогого стоит!

alt

Какие самые интересные доклады Вы для себя отметили? Почему?

Напряженно прошла дискуссия в рамках круглого стола «Объективное знание и очевидность: об истоках стандартов формализованных интервью», который модерировал Юрий Плюснин, а одним из спикеров был Симон Кордонский (Фонд Хамовники). Профессора НИУ Высшей школы экономики обозначили предельные вопросы о смысле (а вернее - бессмысленности и даже вредности) проведения социологических исследований вообще и работы интервьюера, в частности. К такому повороту дискуссии большинство участников Форума оказались не готовыми: уходила из-под ног уверенность, создающая базу для зыбкой системы нематериальной мотивации полевых интервьюеров («мы делаем нужное и важное дело») - единственно работающей на фоне катастрофически низких оплат полевых работ. Неудивительно, что со стороны руководителей исследовательских компаний прозвучало: «Как хорошо, что здесь нет моих интервьюеров!» Позже в отзывах интервьюеры отмечали: «Не хватало переводчика сложных вопросов, ставящих нашу работу под сомнение. Не все были готовы к такому уровню анализа и дискуссии», добавляя: «А кто был готов - получил мощную подпитку. Если хочешь продолжать развиваться в этой сфере, это очень важно. Это интересно и вдохновляет. Можно было задать вопросы. Есть надежда, что нас услышат».

По моему мнению, именно эти два круглых стола вызвали наибольший накал обсуждения и неприятия. Другие выступления, включая доклады на пленарном заседании, вызывали скорее интерес (провальных по содержанию было мало). При этом все спикеры были именно полевыми интервьюерами (хоть параллельно и имели академические звания), которые делились своими полевыми «наработками», приемами доступа и раскрутки «информантов», например, в закрытых средах (начиная от браконьеров и заканчивая следователями). После чего наши интервьюеры говорили: «Такие интервьюеры заражают уверенностью, что можно делать сложные анкеты. Быть уверенным в себе».

Как в целом Вы можете охарактеризовать работу форума? Планируется ли проведение форума в следующем году?

Возможно, не хватило более прикладных и приближенных к будням опросных компаний докладов и мастер-классов, которые бы повысили КПД участия в Форуме для региональных представителей. Этому обязательно надо уделить внимание на втором и последующих форумах. По задумке оргкомитета первого Форума, эту задачу должна была решать Школа полевых интервьюеров – закрытый тренинг для интервьюеров, включавший два блока: тренинг «Профессиональный стандарт полевого интервьюера» (Ведущие – Д.Рогозин и Е.Вьюговская, РАНХиГС при Президенте РФ; Т.Османов и И.Осипова, ФОМ) и тренинг «Удержание респондента» (Ведущая – Е.Каганская, VOICE). Участниками тренинга стали как сотрудники исследовательских компаний, так и студенты университета.

alt

Тем не менее, полезность полученных знаний отметили даже самые опытные интервьюеры. К сожалению, из-за ограниченности бюджета и формата тренинга, предполагающего групповую работу, пришлось проводить школу в закрытом формате. При этом спрос на школу профессионального мастерства среди интервьюеров – явно высокий. Нужно думать над решением этой задачи.

Оргкомитет объявляет о начале подготовки Второго Форума полевых интервьюеров и приглашает к сотрудничеству Ассоциацию исследовательских компаний «Группа 7/89», ведущие федеральные агентства и всех, кому близка профессия полевого интервьюера! Надеемся, что в следующем году с докладами выступят интервьюеры - сотрудники региональных компаний (и такие заявки уже есть!).

  

alt

Ольга, какое участие Вы принимали в форуме интервьюеров?

От нашей компании МИГ «Маркис» было 7 человек в качестве участников, из них 5 интервьюеров. В полном обучении во всех трех днях принял участие один интервьюер, так как нам выделили по договоренности с организаторами одно место.

Какие самые интересные доклады Вы для себя отметили? Почему?

Интересным было выступление Дмитрия Рогозина. Тот труд, который он проделал, и который продолжает делать, описывая судьбы и работу полевого интервьюера, заслуживает огромного уважения. Интервьюеры, это наш золотой фонд, это то, на чем держатся исследования. Интересный доклад был у Вероники Бизюковой. Еще мои сотрудники отметили доклад про Кавказ.

Что было самым важным? Поделитесь общими впечатлениями.

Самое важное было увидеть горящие глаза интервьюеров, услышать их отклик, а для них подобные мероприятия очень важны. Важно осознавать, что тот труд, который они делают признан. Что такая профессия – полевой интервьюер, существует. Хочется, чтобы мероприятие стало регулярным. И на следующий форум, мои интервьюеры уже хотят сами подготовить доклад.