Ассоциация "Группа 7/89" приглашает присоединиться к обсуждению насущных тем отрасли на секции «Специализация против конвергенции: в чем наше будущее», которая будет проходить 18 апреля 2018 года в рамках конференции "Продолжая Грушина". Последние годы опросы, проводимые самими социологами, показывают две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, возникли и продолжают увеличиваться числом компании, специализирующиеся на каких-то отдельных видах исследований (качественные, опросы с помощью КАТИ, исследования для уникальных клиентов – бутики, онлайн-опросы и пр.).
Эти компании строят стратегию постоянного повышения своих компетенций в узких сегментах и совершенствуют отдельные элементы социологического исследования (расширение использования технических средств фиксации и обработки данных, изучение реального поведения интервьюера как посредника между объектом исследования и исследователем, ограничения, существующие у этого посредника как канала информации). Они нуждаются во все более глубокой формализации и стандартизации исследовательского процесса, позволяющей и масштабировать его, и переносить из одного региона/города/страны в другой. И набольшего успеха здесь достигает тот, кто сумел сосредоточиться на каком-то узком круге компетенций.
С другой стороны, нарастает процесс конвергенции социологического исследования со смежными активностями – консалтингом, управлением, как политическим, так и маркетинговым, внутрикорпоративным. Размывается сама идея исследования как невозмущающего воздействия, минимально влияющего не объект исследования. При этом исследователь часто выполняет роль и собственно исследователя, и социального инженера, меняющего социальную реальность. Нередко это обогащает само исследование, иногда это делает реальность более комфортабельной для социальных групп, в ней действующих, как например, это происходит в городских проектах, в которых, почти всегда, исследование меняет реальность, на которую направлено.
Вопросы для обсуждения:
• Интервьюер как канал информации между респондентом и исследователем – главная помеха, или ключевой помощник?
• Лишает ли нас специализация гибкости, а конвергенция – мобильности?
• Контроль работ – это способ сэкономить на полевых работах или возможность проверить как работает опросный инструмент в реальных полевых условиях
• Новые технологии сбора данных позволяют изучить новые формы поведения или формируют новую реальность?
Спикеры:
1. Токарев Василий Владимирович (Генеральный директор, Центр социологических и маркетинговых исследований "АНАЛИТИК", Волгоград). Тема доклада: "Профессиональный рейтинг исследовательских компаний. Основные результаты исследования 2018 года".
2. Галашова Н.Б. (ЦСМИ "Контекст", Томск) Тема доклада: «Исследовательские компетенции интервьюера: возможности и пределы».
3. Романович Нелли Александровна (Институт общественного мнения "Квалитас", г.Воронеж) Тема доклада: "Конвергенция региональных исследовательских центров в инициативных проектах ".
4. Акульшин Максим (генеральный директор, ООО "Системы информации и связи", Санкт-Петербург). Тема доклада: «О новых технологиях сбора данных и технических посредниках в человеческих отношениях»
5. Розум С.Р. (ООО «фабрика Юзабилити») Тема доклада: "Социологи в юзабилити-исследованиях: как наши компетенции социолога помогают создавать удобные интерфейсы".
6. Кормушина Юлия Константиновна (управляющий партнер, MIRACULUM research group, Астрахань). Тема доклада: «Проект «РИК-2018» как коллаборативный проект сообществ региональных исследователей общественного мнения»
7. Рыбакова Ольга В. (фонд «Социум») Тема доклада: «Качество социологической информации: новый виток известной дискуссии»
Модератор секции: Звоновский Владимир Борисович, Мирошникова Светлана Игоревна, Рыбакова Ольга В.
Второй слот:
1. Штейнберг И.Е. (МГППУ) Тема доклада: «Смена «укладов жизни» в полевых качественных исследованиях: от «охотника -собирателя живых интервью» к «оседлому земледельцу интернет - полей»»
2. Харченко В.С. (ПАО КБ "Уральский банк реконструкции и развития") Тема доклада: «Корпоративные социологические исследования: как социологи помогают HR»
3. Фарахутдинов Ш.Ф. (Тюменский индустриальный университет) Тема доклада: «DIY research как путь трансформации маркетинговой исследовательской деятельности»
4. Изгаршев В.В. (Аир) Тема доклада: «Взгляд с другой стороны зеркала»
5. Гегер А.Э., Саганенко Г.И. (СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН) Тема доклада: «Ценности социологической профессии: региональный прагматизм и столичный романтизм»
Регламент: по 12 мин на доклад, по 5 мин на вопросы. Далее свободная дискуссия.
Программный директор секции:
Звоновский Владимир Борисович
Фонд социальных исследований, социолог, заведующий кафедрой социологии и психологии СГЭУ (Самара)
Мирошникова Светлана Игоревна
Соучредитель, «Белофон» (Белгород)