Проценко Сергей Николаевич

Многие компании, входящие в Ассоциацию, – лидеры локальных рынков. Постоянный контакт с коллегами облегчает решение многих проблем в бизнесе, подсказывает эффективные решения.

Сергей Проценко, Южно–Российский исследовательский центр, Ростов-на-Дону

Настроения и ожидания населения имеют непосредственное влияние на формирование потребительского спроса. Измерение данных параметров позволяет делать обоснованные прогнозы динамики спроса, ведь изменения в настроениях людей за несколько месяцев указывают на возможные изменения в экономическом развитии города, региона, страны.

Начиная с 2004г. Центр Форис занимается измерением индекса потребительских ожиданий (ИПО) - показателя перспективного (прогнозируемого) социального самочувствия населения, отражающего уровень краткосрочного индивидуального и социального оптимизма, а также долгосрочного социального оптимизма населения.

Основные результаты этих измерений:

Динамика ИПО жителей г.Архангельска 2004-2009гг.

 

  • Начиная с 2004г. по ноябрь 2008г. в опросах жителей г.Архангельска Центр Форис фиксировал ИПО в зоне позитивных значений (показатели индекса превышали 100).
  • Осенью 2008г. ИПО упал на 37 пунктов и составил 90, тем самым доля пессимистично настроенных архангелогородцев впервые превысила долю оптимистов.
  • В марте 2009г., когда кризис, о котором раньше большинство архангелогородцев знало только благодаря СМИ, настиг и Архангельскую область, индекс достиг рекордно низкого значения за 6 лет проведенных исследований — 78.
  • Исследование, проведенное Центром Форис в октябре 2009г., показало рост оптимизма северян (ИПО составил 107,7). Население хочет верить в то, что социальное дно кризиса достигнуто и хуже уже не будет.

 

Потребительские ожидания в зависимости от принадлежности к социально-демографическим группам

 

  • Различные социально-демографические группы имеют склонность по-разному воспринимать ситуацию и оценивать перспективы её развития.
  • Архангелогородцы — представители сильного пола более оптимистичны в оценках предстоящих изменений в их жизни и ситуации в стране в целом, нежели представительницы слабого пола.
  • Люди старшего поколения чаще проявляют настороженность в отношении прогнозов развития страны и личного благосостояния. Молодые же люди (моложе 35 лет), напротив, как в собственной жизни, так и в перспективном развитии страны чаще остальных склонны видеть светлые стороны.
  • Ожидания наиболее обеспеченных слоев населения характеризуются повышенным оптимизмом, выражающимся в высоком уровне всех компонент ИПО. Напротив, распространение пессимистичных настроений наиболее характерно для малоимущих групп, тем, кому средств не хватает на покупку одежды и/или продуктов питания.

Доклад «Индекс потребительских ожиданий как отражение уровня социального оптимизма населения» был подготовлен в рамках участия центра ФОРИС в научно-практической конференции «Качество жизни населения как приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности в области социальных наук», состоявшейся 4-5 декабря 2009 г. в Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск), и вошел в сборник материалов конференции «Качество жизни: социокультурный аспект».

С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте центра ФОРИС