Архив

Показатели социального самочувствия волгоградцев стабилизировались

Центр "АНАЛИТИК" на регулярной основе измеряет социальное самочувствие и потребительское настроение волгоградцев. В рамках проекта "Волгоградский Омнибус" для измерения социального самочувствия используется методика "РИПН"  - "Региональный индекс потребительских настроений" (замеры по этой методике начаты в апреле 2007 года).

Согласно этой методике, социальное самочувствие отражается в значениях ряда индексов: индекса межрегиональных сравнений, положения семьи, ожиданий, покупательской активности, индивидуального оптимизма, краткосрочного и долгосрочного социального оптимизма.

Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы:

1. За последние несколько месяцев, значение комплексного показателя социального самочувствия (индекса потребительских настроений), рассчитанного для волгоградцев в возрасте от 16 лет и старше стабилизировалось, нет резких скачков и падений. Если сравнивать данные с февралем 2009 года, когда, по мнению респондентов, наблюдалось «дно кризиса», то показатели индекса потребительских настроений увеличились в два раза (с 51 до 100 пунктов).

2. Покупательская активность волгоградцев, по сравнению с концом 2009 г. снова снизилась до уровня сентября 2009 г. (с 100 до 77 пунктов). 37% респондентов, считают, что сейчас плохое время для совершения покупок. Не согласны с ними лишь четверть (23%). Повышенная покупательская активность, которая наблюдалась в конце 2009 г., была связана с приближением новогодних праздников.

3. За период с марта 2009 г. по март 2010 г. возросли значения всех показателей социального самочувствия, но стоит заметить, что индекс межрегиональных сравнений остается самым низким. Так 40% респондентов считают, что современные условия жизни в Волгоградской области хуже, чем в целом по стране. Чуть больше половины волгоградцев (53%) не видят этой разницы и предполагают, что условия жизни в области не отличается от условий в других регионах.

4. Самые низкие показатели наблюдаются в отношении оценки изменения положения семьи. Почти половина опрошенных (45%), считает, что их материальное положение ухудшилось, по сравнению с прошлым годом. Лишь 15% волгоградцев придерживаются противоположной точки зрения. Нужно отметить, что в первые месяцы 2010 года оценка изменения положения семьи осталась неизменной.

5. Значение индекса краткосрочного социального оптимизма, рассчитанное для горожан в возрасте от 16 лет и старше, в первые месяцы 2010 г. увеличилось с 78 до 92 пунктов, а значение индекса индивидуального оптимизма снизилось (со 130 до 121 пункта), но все же оно превышает значение в 100 пунктов, что свидетельствует о положительных настроениях респондентов. Таким образом, перспективы улучшения материального положения для себя лично и своей семьи волгоградцы оценивают несколько выше, чем для большинства жителей нашей страны.

6. Наибольшие значения из всех показателей социального самочувствия, по-прежнему зафиксированы для индекса долгосрочного социального оптимизма. Так, более трети волгоградцев (38%) предполагают, что в ближайшие 5 лет материальное положение россиян улучшится, иначе думают лишь 9%.

Таким образом, жители Волгограда дают отрицательную оценку материального положения своей семьи на данный период, но все-таки надеются, что через год оно улучшится.


Источник информации:

Проект «Волгоградский Омнибус», волна 10/02 (февраль 2010 года). Объект исследования — население Волгограда в возрасте 16 лет и старше. Метод исследования — телефонный опрос . Объем выборки — 455 интервью. Максимальная статистическая погрешность случайной одноступенчатой выборки такого объема при доверительном уровне 0,05 составляет 4.5%. Иллюстративный материал к статье приведен на сайте Центра «АНАЛИТИК».

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск