Иванов Павел

Ассоциация – это решение вопросов бизнеса: во всех регионах присутствия Ассоциации у нашей компании теперь есть проверенные и надёжные партнеры, доверяешь которым на все 100%. Плюс к тому, это и дополнительный источник заказов для нашей компании.

Павел Иванов, Исследовательская компания «Максима», Чебоксары

Один из критериев оценки органов власти - то, как к их работе относятся обычные граждане. Самый надежный способ выяснить это - провести социологический опрос. Заказы на них сами госорганы активно размещают на сайтах госзакупок. Но все грехи системы закупок в полной мере проявляются и здесь - государство, как выяснили "Известия", теряет десятки миллионов "социологических" рублей.

Заказов на различные социологические исследования - масса. Органы власти готовы изучать все: рейтинги доверия губернаторам, социальные настроения, оценку любых своих нововведений. И это не блажь, а обязанность, диктуемая законодательством. Желающих помочь власти в изучении мнения граждан немало - речь все-таки идет о возможности заработать за счет бюджетных средств. Но победителями в конкурсах зачастую становятся компании, при упоминании которых на лицах социологов отражается в лучшем случае недоумение. 

- Система госзакупок позволяет участвовать в этих конкурсах лицам, далеким от социологии, занимающимся, например, торговлей, строительством или оценкой собственности, - говорит Ирина Муратова, директор "ФОМ-Красноярск". - Они выигрывают потому, что снижают цену фактически вполовину от заявленной. А нормальные социологические фирмы из-за этого демпинга в итоге проигрывают.

Смелость министерства берет

Странности, говорят социологи, случаются и на федеральном уровне, хотя гораздо реже, чем на региональном.

Например, в середине 2010 года Минпромторг объявил конкурс на проведение одного любопытного исследования, посвященного сокращению часовых поясов и отмене перехода на летнее-зимнее время. Одна из целей работ, указывал заказчик, - "выявление отношения и структуры приоритетов населения". Социологическими методами нужно было зафиксировать позитивные и негативные ожидания от сокращения часовых поясов, "отношение к мероприятиям, связанным с применением на территориях регионов времени нового часового пояса". Цена вопроса - 18 миллионов рублей.

- В конкурсе приняли участие два коллектива. Один - юристы, а второй - компания, чье название и адрес совпадают с названием и адресом фирмы, у которой основной вид деятельности - оптовая продажа компьютеров, - говорит Владимир Звоновский, президент самарского Фонда социальных исследований. - Победила вторая. На основе ее выводов правительство, как можно предположить, будет принимать решение по часовым поясам. Причем тема-то чувствительная, политически значимая, потому что она выводит людей на улицы. А у нас, в Самаре, конкурс по переходу на московское время относительно недавно выиграла компания, занимающаяся печатью бланков. Вероятно, она подумала, что это примерно одно и то же - бланки и анкеты. С задачей она не справилась, конкурс в итоге аннулировали.

Усидеть на сломанном стуле

- Закон о госзакупках фактически стал на сторону халтурщиков, - говорит Игорь Задорин, глава исследовательской группы "ЦИРКОН". - Критерий один - цена. Закон в известной степени принуждает госзаказчика покупать некачественный товар.

Но если, например, некачественные стулья легко можно обменять, то с социологией такой фокус не пройдет. Приходится "сидеть" на том, что дали. А "сидеть" в данном случае - это формировать региональную политику по тем или иным направлениям.

- Тех, кто может провести хорошее и качественное исследование, в каждом регионе можно пересчитать по пальцам одной руки, и их все знают, - говорит Василий Токарев, гендиректор волгоградского центра "Аналитик". - Если заказчик действительно хочет, чтобы исследование было нормальным, он тщательно и целенаправленно работает с конкурсной документацией и ставит некие входные барьеры - например, по опыту работы в этой сфере. А если исследование нужно только для того, чтобы поставить галочку о его проведении, то получается, как правило, полная ерунда.

В сфере госзакупок, как подчеркивал Дмитрий Медведев, государство ежегодно теряет до триллиона рублей - это и "откаты", и просто нецелевое использование. Точно подсчитать, какой "вклад" в эту сумму вносят социологические заказы, невозможно. Но масштаб все равно представим.

Источник: Известия