Цыплёнков Сергей Юрьевич

Для меня Ассоциация – это возможность профессионального общения с «себе подобными». Опыт каждого из членов ассоциации в чем-то уникален. Этот опыт, помноженный на коллективный разум, даёт мне импульс для дальнейшего развития себя как профессионала, для развития своего бизнеса.

Сергей Цыпленков, Калининградский социологический центр, Калининград

Перспективы маркетинговой отрасли в 2010 году выглядели не очень радужными, но в 2011 рынок явно продемонстрировал тенденцию к восстановлению, и даже на этом фоне российский рынок маркетинговых исследований стал одним из наиболее быстро растущих среди европейских стран.

«Конечно, ресечеры опасаются нового кризиса, но практического воплощения эти опасения пока не имеют, - говорит Татьяна Баракшина, член Совета ESOMAR и директор по исследованиям компании Bazic. - Тенденции возвращения к росту, выход на плюсовые показатели явно преобладают не только на бумаге, но и в разговорах участников Конгресса».

Концентрация рынка исследований продолжает усиливаться: осенью этого года Ipsos объявила об успешном завершении сделки по приобретению компании Synovate. Стоимость покупки составляет 525 миллионов фунтов стерлингов. В результате на рынке образовалась третья по величине исследовательская компания, насчитывающая 16,000 сотрудников и представленная в 82 странах мира. С начала 2012 года название Synovate выходит из употребления на глобальном уровне, однако в России офисы Ipsos и Synovate Comcon будут действовать как независимые компании ещё в течение трёх лет.

Интеграционные процессы идут не только по горизонтали, но и по вертикали. «Как будет происходить слияние GMI и Lightspeed? Какие сигналы это дает рынку? Станут ли теперь крупные компании полного цикла интегрировать внутрь всю цепочку, включая панельные компании? – задает вопросы Александр Шашкин, генеральный директор Online Market Intelligence (OMI). - Мы, как и, наверно, все панельные компании выстраиваем бизнес-процессы, ориентируясь на долгосрочную перспективу, однако в условиях высокой динамики изменений структуры рынка ценовая политика заказчиков не ясна даже на ближайший год».

И, наконец, о главном. «Самым важным моментом развития отрасли в 2011 стало не просто понимание, но открытое признание необходимости расширения границ отрасли маркетинговых исследований, - считает Татьяна Баракшина. – Ранее, и в 2009, и отчасти в 2010 к компаниям, занимающимся Web Analytics, Web Scraping, Social Media Monitoring относились как к явлениям интересным, но не относящимся напрямую к marketing research. Более того, эти компании даже не рассмотривались ресечерами как серьезные конкуренты в области сбора и анализа информации. Сегодня ситуация изменилась. Исследовательские ассоциации (например, MOA – ассоциация голландских исследователей) открыто заявляют о расширении трактовки исследований в традиционном смысле, приглашая «интернет-новичков» в свои ряды.

Социальные сети становятся конкурентами онлайн-панелей. Этом контексте можно считать, что появление MROC (сетевое сообщество, члены которого рекрутируются исследователями специально под конкретный проект) – это попытка "отомстить" таким сетям как Facebook и Вконтакте за то, что они "перетягивают одеяло на себя".

Еще один, практически, очевидный технологический тренд – расширение использования мобильных телефонов в исследовательских технологиях. Первопроходцы, конечно, уже несколько лет назад включили опросы по мобильным телефонам в свой инструментарий (как пример, назовем компанию Bojole Research), однако вместе с ростом пенетрации сотовой связи растет и понимание «неотвратимости» использования мобильных для сбора данных. Михаил Зарин из Mobiety назвал сегодняшнюю ситуацию «затишьем перед мобилизацией». «Технологии и активное их использование потребителями шагнули настолько вперед, что исследователи отчасти испугались и пока не до конца разобрались, что им нужно, - считает Зарин. - Да, есть возможность определять координаты человека, да есть возможность фиксировать голос, изображения, видео. Но нет никаких методик. Есть единичные (пусть и очень интересные) кейсы и есть много дискуссий».

 Источник: r-trends