Кто в нашей стране открывает собственный бизнес и почему? Насколько собственное предпринимательство успешно и в каких областях? Куда собственники бизнеса вкладывают деньги и на что тратят? Что произошло с их доходами в кризис? Ответы на эти вопросы получили Российский микрофинансовый центр (РМЦ) и Ситибанк в совместном исследовании "Портрет российского владельца малого и среднего бизнеса".

В выборку исследования были включены не только владельцы предприятий, относящихся к малому бизнесу, но также представители власти и эксперты, имеющие отношение к проблемам малого бизнеса. Дана оценка не только текущего состояния, но и перспектив развития предпринимательства в России.

Итак, малый бизнес - это более 1,6 млн предприятий, около 11 млн занятых, примерно 17 трлн рублей оборота и около 350 млрд руб. инвестиций в развитие и модернизацию. При этом наш малый бизнес является скорее «рыночным посредником»: 42% предприятий работает в торговле, 18% зарабатывают на операциях с недвижимостью, еще 12% работают в строительстве и только 10% занимаются производством.

Ещё год назад их доход на 70% формировался за счёт поступлений от собственного бизнеса, 17% приносил не второстепенный бизнес и 6% - дивиденды и инвестиции. В 2010 году доходы уже складывались в основном только за счёт собственного бизнеса. Резко сократились поступления от инвестиций, дивидендов и другой деятельности - в кризис собственникам пришлось свернуть многие операции и сосредоточиться на основном бизнесе, всячески поддерживая его, в том числе и за счет собственных денег.

В 2010 году владельцы увеличили расходы на поддержание бизнеса, практически свернули инвестиции в развитие компании и сократили личные расходы, в первую очередь на недвижимость. Доходы в основном направлялись на поддержку компании, использование эффективных средств малобюджетного маркетинга, таких как поисковое продвижение сайта. Владельцы оптимизировали не только личные расходы, но и снижали издержки на бизнес: сокращали персонал, пересматривали условия аренды, меньше использовали заемное финансирование. При нехватке средств предпочитали брать персональный кредит, занимать у друзей и знакомых (или уступать им долю в бизнесе), но не продавать имущество.

Типичный портрет «малого предпринимателя»: мужчина, старше 40, женат, с высшим образованием в сфере экономики и финансов, желающий добиться финансовой независимости и творчески реализоваться. А если конкретнее – три четверти владельцев собственного бизнеса – это мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Более 80% бизнесменов имеют высшее образование. В малый  бизнес они идут, чтобы добиться финансовой независимости (это главная мотивация), много зарабатывать, и никому не подчиняться.

Многие собственники распустили команду управленцев и сами встали у руля. Сейчас две трети владельцев управляют своим бизнесом самостоятельно. При этом работают они, как правило, только в своем регионе: около 70% ориентируются на местный рынок, 44% - на общероссийский, с соседними регионами работает только 26% компаний, сбывают продукцию в страны СНГ 11%, в Европу - 16% предприятий. С этого года многие собственники постараются выйти на общероссийский масштаб, а покорять СНГ и Европу особого желания нет. Если в прошлом году предприниматели очень осторожно говорили о расширении бизнеса, то сейчас об этом заявляют 85% собственников. Эксперты также считают, что оптимизма на рынке прибавилось и в этом году возрастет число бизнесменов, пробующих себя на других рынках. Но вместе с тем высока вероятность увеличения доли тех, кто покинет ряды предпринимателей, поскольку доля успешных бизнесов существенно сократилась. Тенденция очень опасна, сейчас половина собственников заявляет, что бизнес стал менее доходным и прибыльным. Больше оптимизма только в сфере услуг и торговле. Особенно сократилась доля успешных предприятий в секторе операций с недвижимостью и в строительстве. Несмотря на рост потребления и увеличение выручки предприятий и доходов собственников, спрос на продукцию вырос незначительно и не покрывает расходы (на бензин, коммунальные услуги и т.д.), которые растут быстрее, чем доходы. В результате повсеместно снижается рентабельность бизнеса.

Метки: