Архив

ЦИРКОН и Социологос.ру представили отчет по исследованию профессиональных коммуникаций

На сайте Исследовательской группы ЦИРКОН опубликован полный текст аналитического отчета"Исследование информационной культуры и профессиональной коммуникации в социологическом сообществе". Этот документ подготовлен по результатам исследования, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН совместно с порталом  Социологос.ру в декабре 2012 года.

В ходе исследования изучалась сложившаяся в российском исследовательском сообществе практика профессиональных  коммуникаций, в т.ч. способы и основные каналы передачи и получения  социологической и маркетинговой информации как на уровне личных  профессиональных контактов руководителей и заместителей руководителей социологических и маркетинговых центров и коллективов, так и на уровне связей исследовательских центров друг с другом.

Некоторые результаты исследования уже были представлены членам профессионального сообщества ранее - доклад «Профессиональные коммуникации в социологическом сообществе» был представлен на Грушинской конференции 1 марта, а фрагменты аналитического отчета, посвященные коммуникациям между исследовательскими центрами, были представлены на конференции "Наша Социология 2013" в РГГУ 25 апреля и опубликованы на сайте ЦИРКОН.

Для каждой вершины (центра) были подсчитаны различные сетевые характеристики: данные по числу связей – degree (в том числе направленных к актору – in-degree, и исходящих от него – out-degree),и различным видам его центральности (Closeness Centrality–плотность, т.е. то, как близко актор расположен по отношению к другим акторам; Betweenness Centrality– посредничество, т.е. то, как часто актор выступает в роли «моста» для связи других акторов; Eigenvector Centrality–влиятельность актора в сети, основанная на его связи с акторами, имеющими более высокие показатели, а также один из его вариантов - Page Rank)

Для каждого графа также были подсчитаны основные характеристики– количество узлов и связей, плотность (соотношение наблюдаемых и возможных связей), а также минимальные, средние и максимальные величины указанных выше показателей вершин

Подсчет сетевых характеристик для каждой из вершин (социологического центра) позволил выделить те из них, которые лидируют по количеству связей с другими вершинами (исследовательскими организациями). При этом заметим, что при определении позиций за основу был взят показатель in-degree, фиксирующий число связей, направленных к актору (т.е. число случаев, когда центр был указан другими центрами). Списки компаний с наиболее высокими показателями направленных на них связей представлены в Табл.10 (2002 год) и Табл. 11 (2012 год). Размещенный в последнем столбце субграф представляет собой эгоцентричную сеть для каждой указанной вершины (центра), которая выделена красным цветом.

Всего в исследовании 2002 года фигурировало 384 центра (182 столичных и 202 региональных), а в исследовании 2012 года - 259 (117 столичных и 142 региональных). Из них в исследовании 2002 года более 7 связей имели 22 компании, тогда как в исследовании 2012 года число лидеров заметно сократилось – только11 центров были названы получателями/отправителями исследовательских данных не менее 7 раз.

В 2002 году выделялось три центра с наиболее высокими показателями числа входящих связей(т.е. наибольшим числом упоминаний со стороны других компаний) – ФОМ, ВЦИОМ, ГФК (35, 31 и 26 соответственно). В исследовании 2012 года выделяются четыре компании – ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, ЦИРКОН1 (44, 34, 33, 28 соответственно). В этом смысле можно говорить о том, что в период с 2002 по 2012 годы разрыв между центрами стал более резким – часть из них выбилась в топ, тогда как показатели остальных снизились. Таким образом, самые высокие показатели имеют именно столичные компании (хотя стоит отметить и присутствие некоторых региональных центров в общих списках)

Источник: Исследовательская группа ЦИРКОН

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск