Цыплёнков Сергей Юрьевич

Для меня Ассоциация – это возможность профессионального общения с «себе подобными». Опыт каждого из членов ассоциации в чем-то уникален. Этот опыт, помноженный на коллективный разум, даёт мне импульс для дальнейшего развития себя как профессионала, для развития своего бизнеса.

Сергей Цыпленков, Калининградский социологический центр, Калининград

Фонд «Социум» провел опросы том как екатеринбуржцы ощущают кризис в октябре 2014 и феврале 2015 года и сравнил результаты. В конце октября 2014 многие признаки кризиса уже были налицо, но только 30% ощутили его на себе, в феврале 2015 года о том, что в полной мере ощутили кризис на себе, заявляют 62% екатеринбуржцев. Но при этом почти 2/3 верят, что самое плохое уже произошло, и дальше, пусть и не скоро, но ситуация будет улучшаться.

О том, что в полной мере ощутили кризис на себе, заявляют 62% екатеринбуржцев. В октябре таких было только 30%, при этом 45% горожан либо вообще отрицали наличие кризиса как такового, либо заявили, что ни они сами, ни их знакомые его не ощущают. В итоге, к январю 2015 года эта группа съежилась до 12%, почти в 4 раза.

Диаграмма

Сравнение данных двух исследований показывает, что за прошедшие месяцы усилились тенденции, которые ощущались уже в октябре 2014 года. Уже тогда горожане отмечали:

  • ощущается удорожание продуктов и услуг;
  • растут расходы на покупки, по сравнению с запланированным (то есть, ожидаемым) уровнем;
  • вынужденный отказ от некоторых покупок, расходов, или отсрочка на неопределенное время.

К февралю 2015 года эти тенденции окрепли: например, рост цен, удорожание продуктов и услуг отмечают уже 94% екатеринбуржцев, то есть за редким исключением – все. Отложенное потребление или отказ от потребления практиковали в октябре 30% горожан, а сейчас - 46%. Примерно такой же рост – среди тех, кто отмечает, что плановые покупки становятся дороже.

К февралю 2015 проявился «эффект хамона»: 20% горожан отмечают исчезновение из продажи некоторых товаров, продуктов, которые они привыкли покупать, а теперь купить не могут. В октябре 2014 года только 6% отмечали эту проблему.

Наконец, кроме проблем в сфере потребления, можно зафиксировать усиление фундаментальных проявлений кризиса в экономике.

Так, в феврале 2015 года 20% горожан отметили сокращение зарплаты (в октябре таковых было 13%).

Вера в лучшее будущее – одна из сильных черт русского характера. Более половины горожан – 52% считает, что ситуация в экономике улучшится, хоть и с оговоркой, что это произойдет нескоро. Таким образом, в целом, настрой горожан можно назвать осторожным оптимизмом.

За период между опросами оптимистов поубавилось – на 10% стало меньше тех, кто считает, что ситуация «скоро улучшится», и на 8% увеличилась доля горожан, кто опасается дальнейшего ухудшения ситуации. Сейчас группа «пессимистов», которые ждут, что будет хуже, составляет солидные 33%.

Диаграмма

Исследование проведено в декабре в рамках опроса «СоциОм» в октябре 2014 и феврале 2015 гг. Размер выборки 600 человек, выборка репрезентирует население г. Екатеринбург в возрасте 18 лет и старше.

Источник: Фонд «Социум», Виталий Кусов.