Архив

САРАНСКИЙ ЗАВОД АВТОСАМОСВАЛОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ БЛАГОДАРЯ ИСС

Проведение маркетинговых исследований, анализ перспективных сегментов рынка, позиционирование продукции по критериям цена-качество с точки зрения потребителя привели в итоге к тому, что Саранский завод автосамосвалов начал постепенно наращивать объемы производства Саранский завод автосамосвалов ведет свою историю с 1960-го года, и был создан для выпуска самосвалов на основе комплектующих ГАЗа для предприятий агропромышленного комплекса. До сего времени аналогичную продукцию выпускали только в Одессе, и создание нового завода практически в центре страны значительно сокращало сроки выполнения заказов, и, что самое важное, было экономически выгодно. Нельзя не отметить и тот факт, что создание первого автомобильного завода в нашей республике также имело огромное экономическое значение для ее развития. Первой продукцией, которая выпускалась долгие годы, стали автосамосвалы ГАЗ-САЗ-93Б грузоподъемностью 2.5 тонны и ГАЗ-САЗ-53Б - первый в стране самосвал с трехсторонней разгрузкой платформы. Объемы выпуска товарной продукции достигали 40 тыс.автомобилей в год, что составляло около 50-ти процентов от всех автосамосвалов, выпускавшихся для предприятий сельского хозяйства. В результате усовершенствования технических параметров с конвейера сошел автосамосвал ГАЗ-САЗ-3507-01 грузоподъемностью 4, 25 тонны, который до 90-х годов оставался самым массовым автосамосвалом в стране. В годы экономической нестабильности объемы производства резко сократились в связи с потерей платежеспособности покупателей агропромышленного сектора, но тем не менее, Саранский завод автосамосвалов сохранил свою марку, сегодня его продукция составляет порядка 35-ти процентов рынка сельскохозяйственных автосамосвалов. День сегодняшний... Время плановой экономики кануло в Лету, и вхождение в рынок для многих предприятий не было плавным и безболезненным. В этих условиях нелегко завоевывала свою нишу на рынке и продукция Саранского завода. Чтобы выжить, заводчанам пришлось осваивать производство новых видов продукции. Так, была разработана принципиально новая модель - небольшой автосамосвал на базе автомобилей семейства "Газель" Этот автомобиль нашел своего потребителя за рубежом, начались поставки в Германию и Венгрию (более двухсот машин). На российском рынке саранский завод ждало разочарование: спросом машина не пользовалась. Не привыкли у нас к механизации ручного труда, хотя в последнее время и намечается обратная тенденция. Еще одна новая разработка конструкторов -самосвал ГАЗ-САЗ-25041 с предварительным подъемом платформы, предназначенный для загрузки бункеров сельскохозяйственных машин - медленно, но верно завоевал определенную часть рынка. Машины этой модификации выпускаются сегодня под заказ небольшими партиями, хотя согласно проведенным исследованиям, потребности сельхозпредприятий России, Белоруссии, Украины составляют одну тысячу машин в год. Учитывая большой разрыв между желанием приобретать и платежеспособностью предприятий, на САЗе планировали подготовку производства и создание мощностей для выпуска ежегодно 500 самосвалов этой модели.

С какими результатами пришел в день сегодняшний Саранский завод автосамосвалов, как готовится к дню завтрашнему? Конечно, кроме свершений, больших и малых, есть и недоработки, и неудачи. Однако не ошибается тот, кто не работает. Избегать явных просчетов помогает созданная под влиянием сегодняшних экономических реалий служба маркетинга. Проведение маркетинговых исследований, анализ перспективных сегментов рынка, позиционирование продукции по критериям цена-качество с точки зрения потребителя привели в итоге к тому, что завод начал постепенно наращивать объемы производства. В прошлом году изготовлено 945 автомобилей, что составило 44 процента от общего рынка сельскохозяйственных автосамосвалов. По предварительным итогам года текущего этот показатель будет еще выше. Ситуация на рынке такова, что потребности предприятий агропромышленного комплекса в автосамосвалах значительно превышают закупочные возможности. При таком раскладе огромную помощь сельхозпредприятиям могла бы оказать лизинговая форма приобретения новой техники. Правительство республики полностью поддерживает инициативу заводчан, которые надеются, что уже в будущем году появятся конкретные результаты..

На Саранском заводе автосамосвалов пристально следят за изменениями конъюнктуры рынка, постоянно улучшают качество продукции с учетом вкусов покупателей. На основе собственных исследований составляются рекомендации для технических служб о необходимых изменениях в конструкции, тщательно проводятся измерения емкости рынка и доли предприятий-конкурентов в других регионах (Мытищинский, Миасский и Нефтекамский автозаводы). Безусловно, все принимаемые меры позволяют поддерживать качество продукции на должном уровне, не уронить престиж родного завода. Но для того, чтобы производство развивалось, в первую очередь необходимо разрабатывать и осваивать выпуск новой продукции в полном соответствии с самыми современными требованиями и покупательским спросом. И на Саранском автосамосвальном это ставится во главу угла..

Новый самосвал -строителям. .

Внимательно изучив рынок, на заводе решили освоить выпуск нового автомобиля, предназначенного для строительной отрасли. Создание такого самосвала тем актуальнее, что в полной мере позволит гибко управлять производством и регулировать выпуск продукции. Надо отметить, что конструкторы ответственно подошли к решению задачи, поставленной перед ними руководством, и в результате совместных усилий всего коллектива предприятия появился автосамосвал для строительных перевозок на шасси ГАЗ-33072 грузоподъемностью 4360 кг. Созданная машина незаменима в стесненных городских условиях, где большегрузным самосвалам не проехать. По предварительным подсчетам, все затраты окупятся уже через 1.4 года. Первая опытно-промышленная партия сойдет с конвейера в конце текущего года, а первая промышленная партия увидит свет в декабре 2003 года. Опытный образец, сверкающий свежевыкрашенными оранжевыми боками, уже изготовлен. В будущем завод планирует выпуск этой модели в двух модификациях -с бензиновым и дизельным двигателем. Комплектующие шасси будет поставлять Горьковский автозавод. Наиболее перспективны автомобили с дизельным двигателем, ведь при одинаковых ценах на бензин и дизтопливо они расходуют значительно меньше горючего. В целом экономичность автомобилей, работающих на дизтопливе, составляет до 35 процентов. Кроме очевидной экономии, такой автомобиль обладает целым рядом преимуществ: высокой средней скоростью, улучшенными условиями труда, а значит, более высокой производительностью транспортных работ..

Теперь новому самосвалу, предназначенному для строительной промышленности, предстоит пройти заводские и сертификационные испытания..

Ялга - значит "товарищ".

"Если уж выпуск самосвалов по плечу, то что говорить о менее объемной и сложной продукции ", -посчитали на заводе, - тем более, такая продукция пользуется спросом потребителя", - и приступили к разработке и освоению автомобильных прицепов..

Так появился одноосный прицеп САЗ-82993, предназначенный для автомобилей типа "Газель", "УАЗ" и других машин, допускающих перевозку прицепа полной массы 750 кг. Грузоподъемность прицепа, названного его создателями "Ялга", составляет 500 кг. Преимущества - вместительная платформа, надежная рессорная подвеска от автомобиля "Москвич", устойчивость движения автопоезда, хорошая проходимость, современные шины, дизайн. Прицеп имеет несложную конструкцию, надежен в эксплуатации. Все испытания новый прицеп выдержал. Первая опытно-промышленная партия в количестве 20-ти штук уже вся реализована. Однако рынок еще до конца не изучен, Официальные дилеры САЗа в регионах, ориентируясь на спрос, будут формировать заявки, на основе которых завод определит мощности под выпуск этих прицепов. "Ялга" предназначен в основном для грузовых автомобилей, но предусмотрена и модификация для легковых машин, имеющая меньшую ширину платформы (чтобы не закрывать водителю задний обзор) и грузоподъемность 530 кг. Эти два транспортных средства - новинки, в скором времени они пополнят ассортимент продукции Саранского завода автосамосвалов..

Всего 3-ий год выпускается на предприятии прицеп САЗ-8299 модель "Челнок", сразу же полюбившийся многим покупателям, в основном "челнокам". Объемы выпуска составляют 4, 5 тыс. в год. Удобные и надежные в эксплуатации "Челноки" завоевали свою нишу на рынке в Н. Новгороде, Москве, Казани, С. -Петербурге и других крупных городах..

Все три прицепа, выпускаемых заводом, составляют одно семейство и унифицированы по ходовой части, деталям кузова и пр. Уникально и замковое устройство, легко соединяющее прицеп с автомобилем и так же легко разъединяющее. В планах завода - создание мощностей для выпуска прицепов с годовым объемом 10 тыс.штук. Реконструкция: шаги к прогрессу.

Начиная с 1933 года, создано порядка 10-ти новых моделей автосамосвалов различных модификаций, освоено производство прицепов - продукции, целиком зависящей лишь от САЗа. Ассортимент продукции большой, что само по себе требует перехода от массового выпуска одной модели к гибкому, легко переналаживаемому выпуску разных моделей в зависимости от потребностей рынка. Этого требует время. Сравните: в России производство всех самосвалов снизилось в 14 раз, а сельскохозяйственного назначения - в 25 раз. Сегодня же объемы производства нужно наращивать, а это, увы, нелегко, учитывая тот факт, что износ оборудования солидный. Да и от внедрения современных технологий уйти нельзя: улучшается главное - качество. На заводе это прекрасно понимают, ведь значение реконструкции производства и технического перевооружения трудно переоценить. К примеру, вместо агрегатных станков нужно оснастить производство станками с ЧПУ. И это не все. Из-за финансовых проблем не была доведена до конца ни одна из трех задуманных реконструкций..

Первая задача - техническое перевооружение окрасочного производства, включающее в себя и перевод конвейера на газовый теплоноситель, что значительно улучшит качество окрашиваемой поверхности. Вторая задача - перевооружение сварочного - переход на контактную автоматическую сварку, - которая станет способна обеспечить сварку разных видов продукции. И третья - необходимо создать отдельный производственный комплекс для выпуска прицепов в количестве 10 тыс. штук в год..

Под это производство нужно сконструировать конвейер с отдельным сварочным и окрасочным участками. Ведь на заводе задумываются уже над разработкой новых прицепов - цистерн и фургонов, а это - опять увеличение объемов..

Планы хорошие, но они требуют значительных финансовых вложений. В зависимости от поставленных задач, реконструкция потребует в ближайшие 2-3 года до 10-15 млн.рублей. Десять млн. - программа-минимум. Перевооружение позволит внедрить новые, ресурсосберегающие технологии, что в конечном итоге означает снижение доли ручного труда, увеличение объемов продаж и, соответственно, прибыли предприятия. И еще: качество продукции возрастет, хотя оно и сегодня находится на высоте. По техническим характеристикам самосвал производства САЗа превосходит.. к примеру, своего ближайшего конкурента ЗИЛа - по всем показателям от 7 до 30%..

Уверены, все у заводчан получится. Главный принцип, позволивший Саранскому автосамосвальному заводу всегда быть на высоте - качество и еще раз качество продукции. Это лицо завода..

Валентина БЕРЕСТОВА. САРАНСКИЙ ЗАВОД АВТОСАМОСВАЛОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. // Мордовия 7 дней (Саранск).- 07.08.2002

© Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.