Звоновский Владимир

Когда Ассоциация создавалась, мы скептически относились к ее перспективам, но год за годом, от встречи к встрече, было видно, что участие в ней дает и профессиональный рост, и интересное общение, и новые управленческие навыки.

Владимир Звоновский, Компания «Фонд социальных исследований», Самара

Индекс кризисного сознания-2008
В период зимних каникул 2009 года специалисты ОМА "Маркетдэйта"  подготовили общий аналитический отчет по результатм проекта "Межрегиональный индекс кризисного сознания". В феврале 2009 года результаты проекта "МИКС-2008" были представлены на ежегодной конференции в Московском Центре Карнеги, на площадке Независимого Пресс-центра, на семинаре в Высшей школе экономики.

Здесь вы можете познакомиться с аналитическим отчетом, подготовленным по результатам проекта "МИКС-2008", а также скачать презентацию выступления руководителя исследовательской группы "Циркон" Игоря Задорина на семинаре "Кризис: самочувствие и поведение потребителей", организованном ОИРОМ и ГУ-ВШЭ 11 февраля 2009 года. Тема выступления на Игоря Задорина - "Территориальная и социально-демографическая дифференциация кризисных настроений". При подготовке выступления были использованы результаты исследований "МИКС-2008" и "Российский средний класс в условиях кризиса" (совместный проект "Циркон", Группы "7/89" и компании OMI Russia).

Также ряд материалов, связанных с представлением результатов проекта "МИКС-2008" джоступен на сайте Московского Центра Карнеги и сайте ОИРОМ.
Скачать PDFСкачать результаты в формате PDF (1211 кб)
Скачать PPTСкачать результаты в формате PowerPoint (604 кб)

Резюме исследования

Проведенный анализ позволил выявить следующие закономерности состояния общественного мнения в период начала экономического кризиса (пометка "Гипотеза" означает, что для безусловного утверждения тезиса недостаточно имеющихся данных, и обнаруженная тенденция подлежит проверке в ходе последующих волн исследования).

Введение

Данные официальной статистики, сводки с биржевых торгов и валютных рынков позволяют с уверенностью (и понятным сожалением) признать – экономический кризис стал фактом российской действительности. Поначалу скромно обозначившись эхом сообщений о проблемах заокеанских компаний со сказочными названиями Fannie Mae и Freddie Mac, постепенно набирающий силу кризис отбросил на три года назад значения биржевых индексов, уменьшил избыточность нулей в списке журнала "Форбс", познакомил с рынком труда армию финансовых консультантов и инвестиционных аналитиков и постепенно добрался до самых широких кругов населения, к биржам и индексам до этой поры отношения не имевшего. Кризис перестал быть исключительно финансово-экономическим феноменом и теперь почти в режиме реального времени приобретает черты феномена социального. Сокращение номинальных и реально располагаемых доходов, рост безработицы неизбежно провоцируют рост социальной напряженности и раскручивают пружину тревожных ожиданий.

1. Информированность о кризисе

До определенного времени российские официальные лица предпочитали по отношению к кризису оперировать эпитетами "мировой" и "глобальный", представляя отечественную экономику как "остров стабильности". Еще 15 сентября, когда индекс РТС уже снизился по отношению к майским показателям почти вдвое [1], Дмитрий Медведев на встрече с представителями предпринимательского сообщества утверждал, что "несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике в целом абсолютно стабильна, у нас уж точно нет ни кризиса, ни предкризисной ситуации – развитие идет" [2].

2. Оценка влияния кризиса

Информированность может служить лишь косвенным индикатором вовлеченности населения в кризисные процессы. Более предметные данные позволяет получить обработка ответов на следующий вопрос, включенный в анкету исследования (рис. 2.1). Основываясь на представленных данных, можно квалифицировать кризис как состоявшийся факт российской реальности – 44% опрошенных утверждают, что кризис уже негативно повлиял на их материальное благополучие.

3. Индивидуальный и социальный оптимизм

Традиционным показателем общественного мнения, измеряемым в подобного рода исследованиях, является социальное самочувствие. В анкету были включены следующие вопросы:

  • Как Вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев Ваше материальное положение улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас?
  • А жизнь большинства россиян в эти 12 месяцев: улучшится, ухудшится или останется примерно такой же, как сейчас?
  • А как Вы думаете, в ближайшие 5 лет уровень жизни большинства россиян в целом улучшится, ухудшится или останется прежним?

4. Заработная плата и занятость

Поскольку естественным макроэкономическим следствием кризиса является спад производства, которому всегда сопутствует снижение затрат на оплату труда (интенсивное – путем снижения выплат на одного работающего или экстенсивное – путем сокращения рабочих мест), наиболее полное представление о масштабах кризисных явлений позволяют получить ответы респондентов на блок вопросов, посвященных ситуации на рабочих местах.

5. Индекс кризисных ожиданий

Для проведения межрегиональных сравнений, а также анализа в разрезе социально-демографических категорий при обработке был использован синтетический показатель "Индекс кризисных ожиданий". Исходными данными для построения индекса послужили ответы респондентов на следующие вопросы анкеты.

6. Стратегии антикризисного поведения

Данные, представленные в этом разделе, позволяют увидеть, планируют ли жители российских регионов свои действия по преодолению кризиса, и в чем именно заключаются существующие планы.

Приложение 1. Техническое описание исследования

Инициативный исследовательский проект "Межрегиональный индекс кризисного сознания" (МИКС) проведен независимыми социологическими компаниями, работающими в российских регионах и входящими в Ассоциацию региональных социологических центров "Группа 7/89".

Приложение 2. Формулировки вопросов, использованные в ходе проекта МИКС

Общие показатели социального самочувствия населения. Кризис: ожидания и возможные модели поведения.

Приложение 3. Дополнительные источники информации

При анализе данных были использованы следующие показатели, основанные на внешних по отношению к проведенному исследованию данных.