Муратова Ирина

Ассоциация для меня – отличная возможность развития компании, утоление «коммуникативного голода», репутационный капитал, помощь в возникающих время от времени проблемах, обмен мнениями и опытом, и просто общение с друзьями.

Ирина Муратова, Компания «ФОМ-Красноярск», Красноярск

Проведенный анализ позволил выявить следующие закономерности состояния общественного мнения в период начала экономического кризиса (пометка "Гипотеза" означает, что для безусловного утверждения тезиса недостаточно имеющихся данных, и обнаруженная тенденция подлежит проверке в ходе последующих волн исследования).

Информированность о кризисе

1.  Включенность населения в информационные потоки, посвященные кризису, довольно высока. Каждый пятый участник исследования заявил, что знает о кризисе в деталях и подробностях, и лишь 4% респондентов на момент проведения опроса о кризисе ничего не знали.

2.  При рассуждении "о кризисе вообще" (без применения к личной практике) жители российских регионов склонны демонстрировать высокий уровень скептицизма – почти 40% респондентов считают, что кризис в ближайшее время будет усиливаться; почти столько же опрошенных ожидают сохранения неопределенности; к оптимистам ("Кризис будет ослабляться") можно отнести лишь каждого десятого. При этом чем более информированным считает себя респондент, тем с большей вероятностью он склоняется к прогнозу о дальнейшем усилении кризиса.

Ощущение влияния кризиса

3.  Кризис на момент проведения исследования имел заметный охват – 44% опрошенных указали, что кризис уже негативно повлиял на их материальное благополучие.

4.  В общей массе населения существует группа носителей мнения "Кризис не повлиял (на меня), но будет усиливаться (в стране)". Размер этой группы достаточно велик – в нее попал примерно каждый пятый респондент. К сторонникам этой позиции относятся прежде всего инсайдеры (представители госуправления и сферы финансов), а также лица, находящиеся любо на бюджетном, либо на родительском обеспечении – силовики и учащиеся.

Оптимизм и пессимизм населения

5.  Преобладающий среди населения способ оценки будущего уровня жизни может быть в общем виде описан следующей формулой: "в ближайшем будущем мое положение будет ухудшаться, у большинства населения ситуация будет еще хуже, но через пять лет в стране все образуется".

Из этой формулы следует два вывода:

  • Индивидуальный оптимизм россиян выше социального (собственные перспективы оцениваются выше "средних").
  • Кризис воспринимается населением как относительно краткосрочное явление, которое продлится, возможно, больше года, но точно меньше пяти лет (гипотеза).

Проявления кризиса на рабочих местах

6.  Каждый пятый работающий уже столкнулся с задержкой заработной платы в отношении себя или членов семьи. Почти 30% респондентов ожидают этого события в течение ближайших недель или месяцев. При этом относительное большинство опрошенных (35%) склонны полагать, что в обозримом будущем задержек выплат заработной платы не будет.

7.  По итогам анализа данных об уровне кризисных ожиданий, оценке влияния кризиса, ожиданий в отношении развития кризиса, уровне оптимизма можно выделить две преобладающие модели восприятия существующей ситуации:

  • "Обеспеченные и высокостатусные": "Кризис не затронул и не затронет, но будет усугубляться, хотя лично у меня все будет хорошо" (гипотеза).
  • "Малообеспеченные и низкостатусные": "Кризис затронул, и есть опасения, что затронет еще больше, но в целом долго продолжаться не будет. Впрочем, лично у меня перспективы не слишком радужные" (гипотеза).

Стратегии антикризисного поведения

8.  Лишь каждый четвертый полагается в деле улучшения материального положения на себя самого; внешняя же атрибуция ответственности характерна почти для каждого второго респондента. Главными признаками, определяющими уровень интернальности (склонности к внутренней атрибуции ответственности), являются возраст, уровень дохода и профессиональный статус.

Рассчитывающие прежде всего на себя демонстрируют заметно более высокий уровень оптимизма и меньший уровень опасений в отношении последствий кризиса по сравнению с теми, кто склонен полагаться на внешние обстоятельства.

9.  В предполагаемом антикризисном поведении населения наиболее распространены две стратегии – пассивная ("резко сокращу расходы, буду экономить на всем") и активная ("постараюсь найти дополнительные источники дохода").

Наиболее высока доля приверженцев пассивной антикризисной стратегии среди домохозяек и неработающих пенсионеров. Приверженность активной стратегии больше всего распространена среди наемных работников частных предприятий.

10. В случае нарушения трудовых прав со стороны работодателя бороться за них предполагают до трети работающих. Соотношение позиций в данном случае далеко не в пользу активной группы трудящихся – варианты "Буду терпеть и ждать улучшения ситуации" и "Буду искать другое место работы" в сумме составляют около половины всех ответов.

Протестные настроения

11. Массовые выступления против роста цен и падения уровня жизни полагает возможными примерно каждый третий опрошенный. Это существенно ниже уровня, наблюдавшегося осенью 1998 года.

Уровень протестных настроений закономерно выше в регионах с меньшей лояльностью федеральной власти.