Немтинова Татьяна Сергеевна

Участники Ассоциации – это динамично развивающиеся компании, опыт каждой из которых уникален. Общение с коллегами даёт возможность получать разностороннюю информацию о рынке и учитывать накопленный опыт при принятии решений.

Татьяна Немтинова, «Коммерческие консультации и исследования», Пермь

Данные официальной статистики, сводки с биржевых торгов и валютных рынков позволяют с уверенностью (и понятным сожалением) признать – экономический кризис стал фактом российской действительности. Поначалу скромно обозначившись эхом сообщений о проблемах заокеанских компаний со сказочными названиями Fannie Mae и Freddie Mac, постепенно набирающий силу кризис отбросил на три года назад значения биржевых индексов, уменьшил избыточность нулей в списке журнала "Форбс", познакомил с рынком труда армию финансовых консультантов и инвестиционных аналитиков и постепенно добрался до самых широких кругов населения, к биржам и индексам до этой поры отношения не имевшего. Кризис перестал быть исключительно финансово-экономическим феноменом и теперь почти в режиме реального времени приобретает черты феномена социального. Сокращение номинальных и реально располагаемых доходов, рост безработицы неизбежно провоцируют рост социальной напряженности и раскручивают пружину тревожных ожиданий.

Без сомнения, социальная напряженность имеет неодинаковую интенсивность на территории страны. Регионы подошли к началу кризиса на разных уровнях экономического развития, с различающейся отраслевой структурой хозяйства и, что тоже немаловажно, с разной историей обычно сопутствующих кризису социальных процессов. Жителям России не составит большого труда вспомнить такие понятия как "регионы-доноры" и "регионы-получатели", "красный пояс" и "полигон реформ". Вряд ли забыты шахтерские забастовки и специфическое восприятие федерализма в национальных республиках, на Урале и Дальнем Востоке. Поэтому изучение межрегиональных различий в восприятии кризисных явлений представляет особый исследовательский интерес.

Не выглядит слишком смелым и предположение о том, что кризис неодинаково воспринимается представителями разных социальных категорий. Наибольшие потери несут люди, в наибольшей степени встроенные в современные экономические отношения – пользующиеся кредитами, вкладывающие деньги в акции и паи, ведущие собственный бизнес. Однако ведь именно эти люди обладают энергией и целеустремленностью, столь необходимыми для преодоления кризисной ситуации с наименьшими потерями. Кроме того, здравый смыл подсказывает, что воздействие кризиса на конкретного человека определенно зависит от его материального статуса к началу событий. Наличие сбережений, ликвидных материальных активов, отсутствие кредитных обязательств создают своего рода подушку безопасности в кризисной ситуации. Выявление категорий населения, различающихся по характеру восприятия кризиса, с описанием соответствующих им моделей антикризисного поведения стало еще одной задачей проведенного исследования.

И еще один важный аспект интерпретации полученных данных. Изучение неочевидных социальных закономерностей в восприятии кризиса может добавить ясности в понимание его генезиса и анамнеза, помочь определить, в какой степени развитие кризиса обусловлено объективными экономическими процессами, а в какой является проявлением "эффекта раскачивающейся лодки" – когда ожидание кризиса провоцирует такое антикризисное поведение, которое приводит к настоящему кризису уже с неотвратимостью.