Звоновский Владимир

Любое решение наших съездов обсуждается в столицах и регионах, наше мнение поддерживают, учитывают, с ним спорят, или не соглашаются. Сегодня Ассоциация стала одним из факторов жизни российского исследовательского сообщества.

Владимир Звоновский, Компания «Фонд социальных исследований», Самара

До определенного времени российские официальные лица предпочитали по отношению к кризису оперировать эпитетами "мировой" и "глобальный", представляя отечественную экономику как "остров стабильности". Еще 15 сентября, когда индекс РТС уже снизился по отношению к майским показателям почти вдвое [1], Дмитрий Медведев на встрече с представителями предпринимательского сообщества утверждал, что "несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике в целом абсолютно стабильна, у нас уж точно нет ни кризиса, ни предкризисной ситуации – развитие идет" [2].

Несмотря на наличие столь убедительного мнения, кризис с каждым днем занимал все более уверенное место в медиапространстве. По данным еженедельника "Коммерсантъ-Власть" индекс интереса всех российских СМИ к кризису (процент материалов, в которых упоминается слово "кризис" или его производные) в сентябре-ноябре 2008 года составил 9.87% [3]. Разумеется, ситуация, когда в каждом десятом материале СМИ рассказывается о кризисе, не могла быть проигнорирована населением. По данным исследования, лишь 4% респондентов ничего не знали о кризисе на момент проведения опроса, а каждый пятый участник исследования знал о кризисе "в деталях и подробностях" (рис. 1.1).

Рис. 1.1. "Знаете ли Вы о происходящем сейчас финансовом кризисе?"

Предположение, что осведомленность о кризисе имеет в значительной степени медийную природу, подтверждается сопоставлением результатов исследования со статистическими данными о развитии медиасреды (рис. 1.2) [4]. Доля респондентов, знающих о кризисе в деталях и подробностях, выше в тех регионах, которые в наибольшей степени обеспечены печатными СМИ (газетами) в расчете на душу населения.

Рис. 1.2. Информированность о кризисе в зависимости от развития медиасреды

Информированность о кризисе в различных социальных и демографических группах имеет значимые отличия (рис. 1.3). Наиболее информированными являются представители высокодоходных групп, обладатели высшего образования, работники финансовой отрасли, связи и информационных технологий, руководители. При первом взгляде на этот перечень можно с уверенностью присвоить ему статус наибольшей защищенности от финансовых потрясений, поскольку уровень дохода, явно превышающий средний, создает своего рода "подушку безопасности". В этом случае высокая информированность может объясняться общей активностью этих групп населения и склонностью проявлять интерес ко всем важным социальным и экономическим явлениям, а не только к кризисным.

С другой стороны, именно эти категории населения в наибольшей степени встроены в экономические процессы, которые пострадали в первую очередь – банковские, кредитные, инвестиционные. Тогда высокую информированность более уместно было бы трактовать как следствие непосредственной вовлеченности представителей  указанных категорий в кризисные процессы и косвенное свидетельство того, что именно они в наибольшей степени затронуты кризисом.

Какое из этих предположений ближе к истине, станет ясно из дальнейшего анализа данных проведенного исследования.

Рис. 1.3. Доли выбравших ответ "Знаю о кризисной ситуации в деталях и подробностях" в различных группах населения

Как известно, развитие мировой экономики имеет циклический характер, за кризисом и депрессией всегда следуют оживление и подъем. Следовательно, можно полагать, что и текущий кризис не является бесконечным. Разделяют ли этот тезис россияне, если рассматривать краткосрочную перспективу? Данные, представленные диаграммой на рис. 1.4, позволяют сделать скорее противоположный вывод. Почти 40% респондентов считают, что кризис в ближайшее время будет усиливаться; почти столько же опрошенных ожидают сохранения неопределенности; к оптимистам ("Кризис будет ослабляться") можно отнести лишь каждого десятого респондента.

Рис. 1.4. "Как Вы полагаете, в ближайшее время кризис будет усиливаться, ослабляться, или неопределенность в экономике будет сохраняться?"

Если сравнить два упорядоченных списка – "Знаю о кризисной ситуации в деталях и подробностях" (рис. 1.3) и "Кризис будет усиливаться" (рис. 1.6) – можно заметить, что верхние части списков совпадают почти дословно. В них входят практически одни и те же категории опрошенных: "Руководящие работники", "Занятые в финансовой сфере", "Высшее образование", "Работники отраслей связи и ИТ". Означает ли найденная закономерность, что исследование подтвердило справедливость старой шутки "Пессимист – это хорошо информированный оптимист"? Данные диаграммы на рис. 1.5 позволяют дать утвердительный ответ [5]. Чем более информированным считает себя респондент, тем с большей вероятностью он склоняется к прогнозу о дальнейшем усилении кризиса.

Рис. 1.5. Взаимосвязь информированности о кризисе и представлений о его дальнейшем развитии

Впрочем, наличие статистической связи не обязательно означает взаимную обусловленность явлений. Признаки "Информированность" и "Пессимизм" могут зависеть не друг от друга, а от третьего фактора – например, от свойств личности, обеспечивающих попадание в высокостатусные профессиональные и социальные категории (любознательность, критичность мышления и т.п.).

Рис. 1.6. Доли выбравших ответ "Кризис будет усиливаться" в различных группах населения

Интересно, что признак "Уровень дохода" стал практически единственным, по которому направления векторов "Информированность" и "Пессимизм" не совпадают. Представители наиболее высокодоходных категорий знают о кризисе в деталях, но пессимизм, наблюдаемый в других сравнимых по информированности категориях, разделяют в заметно меньшей степени (рис. 1.6).


[1] Данные о динамике индекса доступны по адресу http://www.rts.ru/ru/index/stat/dailyhistory.html?code=RTSI.

[2]  http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/09/206458.shtml.

[3]  http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1076216.

[4]  Здесь и далее на диаграммах, иллюстрирующих взаимосвязь опросных показателей с объективными данными, указаны коэффициенты корреляции между признаками, если абсолютные значения этих коэффициентов превышают 0.5.

[5] Необходимо отметить, что обратное правило ("плохо информированный пессимист – это оптимист") в нашем случае не срабатывает, доля оптимистов с уменьшением информированности не увеличивается – растет доля затруднившихся с ответом.