Токарев Василий

Для меня члены Ассоциации - мои друзья, мнению которых я доверяю и оценка которых для меня важна.

Василий Токарев, Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград

До определенного времени российские официальные лица предпочитали по отношению к кризису оперировать эпитетами "мировой" и "глобальный", представляя отечественную экономику как "остров стабильности". Еще 15 сентября, когда индекс РТС уже снизился по отношению к майским показателям почти вдвое [1], Дмитрий Медведев на встрече с представителями предпринимательского сообщества утверждал, что "несмотря на те глобальные экономические проблемы, которые есть сегодня, тем не менее ситуация в нашей экономике в целом абсолютно стабильна, у нас уж точно нет ни кризиса, ни предкризисной ситуации – развитие идет" [2].

Несмотря на наличие столь убедительного мнения, кризис с каждым днем занимал все более уверенное место в медиапространстве. По данным еженедельника "Коммерсантъ-Власть" индекс интереса всех российских СМИ к кризису (процент материалов, в которых упоминается слово "кризис" или его производные) в сентябре-ноябре 2008 года составил 9.87% [3]. Разумеется, ситуация, когда в каждом десятом материале СМИ рассказывается о кризисе, не могла быть проигнорирована населением. По данным исследования, лишь 4% респондентов ничего не знали о кризисе на момент проведения опроса, а каждый пятый участник исследования знал о кризисе "в деталях и подробностях" (рис. 1.1).

Рис. 1.1. "Знаете ли Вы о происходящем сейчас финансовом кризисе?"

Предположение, что осведомленность о кризисе имеет в значительной степени медийную природу, подтверждается сопоставлением результатов исследования со статистическими данными о развитии медиасреды (рис. 1.2) [4]. Доля респондентов, знающих о кризисе в деталях и подробностях, выше в тех регионах, которые в наибольшей степени обеспечены печатными СМИ (газетами) в расчете на душу населения.

Рис. 1.2. Информированность о кризисе в зависимости от развития медиасреды

Информированность о кризисе в различных социальных и демографических группах имеет значимые отличия (рис. 1.3). Наиболее информированными являются представители высокодоходных групп, обладатели высшего образования, работники финансовой отрасли, связи и информационных технологий, руководители. При первом взгляде на этот перечень можно с уверенностью присвоить ему статус наибольшей защищенности от финансовых потрясений, поскольку уровень дохода, явно превышающий средний, создает своего рода "подушку безопасности". В этом случае высокая информированность может объясняться общей активностью этих групп населения и склонностью проявлять интерес ко всем важным социальным и экономическим явлениям, а не только к кризисным.

С другой стороны, именно эти категории населения в наибольшей степени встроены в экономические процессы, которые пострадали в первую очередь – банковские, кредитные, инвестиционные. Тогда высокую информированность более уместно было бы трактовать как следствие непосредственной вовлеченности представителей  указанных категорий в кризисные процессы и косвенное свидетельство того, что именно они в наибольшей степени затронуты кризисом.

Какое из этих предположений ближе к истине, станет ясно из дальнейшего анализа данных проведенного исследования.

Рис. 1.3. Доли выбравших ответ "Знаю о кризисной ситуации в деталях и подробностях" в различных группах населения

Как известно, развитие мировой экономики имеет циклический характер, за кризисом и депрессией всегда следуют оживление и подъем. Следовательно, можно полагать, что и текущий кризис не является бесконечным. Разделяют ли этот тезис россияне, если рассматривать краткосрочную перспективу? Данные, представленные диаграммой на рис. 1.4, позволяют сделать скорее противоположный вывод. Почти 40% респондентов считают, что кризис в ближайшее время будет усиливаться; почти столько же опрошенных ожидают сохранения неопределенности; к оптимистам ("Кризис будет ослабляться") можно отнести лишь каждого десятого респондента.

Рис. 1.4. "Как Вы полагаете, в ближайшее время кризис будет усиливаться, ослабляться, или неопределенность в экономике будет сохраняться?"

Если сравнить два упорядоченных списка – "Знаю о кризисной ситуации в деталях и подробностях" (рис. 1.3) и "Кризис будет усиливаться" (рис. 1.6) – можно заметить, что верхние части списков совпадают почти дословно. В них входят практически одни и те же категории опрошенных: "Руководящие работники", "Занятые в финансовой сфере", "Высшее образование", "Работники отраслей связи и ИТ". Означает ли найденная закономерность, что исследование подтвердило справедливость старой шутки "Пессимист – это хорошо информированный оптимист"? Данные диаграммы на рис. 1.5 позволяют дать утвердительный ответ [5]. Чем более информированным считает себя респондент, тем с большей вероятностью он склоняется к прогнозу о дальнейшем усилении кризиса.

Рис. 1.5. Взаимосвязь информированности о кризисе и представлений о его дальнейшем развитии

Впрочем, наличие статистической связи не обязательно означает взаимную обусловленность явлений. Признаки "Информированность" и "Пессимизм" могут зависеть не друг от друга, а от третьего фактора – например, от свойств личности, обеспечивающих попадание в высокостатусные профессиональные и социальные категории (любознательность, критичность мышления и т.п.).

Рис. 1.6. Доли выбравших ответ "Кризис будет усиливаться" в различных группах населения

Интересно, что признак "Уровень дохода" стал практически единственным, по которому направления векторов "Информированность" и "Пессимизм" не совпадают. Представители наиболее высокодоходных категорий знают о кризисе в деталях, но пессимизм, наблюдаемый в других сравнимых по информированности категориях, разделяют в заметно меньшей степени (рис. 1.6).


[1] Данные о динамике индекса доступны по адресу http://www.rts.ru/ru/index/stat/dailyhistory.html?code=RTSI.

[2]  http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/09/206458.shtml.

[3]  http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1076216.

[4]  Здесь и далее на диаграммах, иллюстрирующих взаимосвязь опросных показателей с объективными данными, указаны коэффициенты корреляции между признаками, если абсолютные значения этих коэффициентов превышают 0.5.

[5] Необходимо отметить, что обратное правило ("плохо информированный пессимист – это оптимист") в нашем случае не срабатывает, доля оптимистов с уменьшением информированности не увеличивается – растет доля затруднившихся с ответом.