Ассоциация – это география: членство в ассоциации дает возможность побывать в самых отдаленных уголках России!

Павел Иванов, Исследовательская компания «Максима», Чебоксары

Значимость различных ресурсов компаний в профессиональном сообществе

Подавляющее большинство опрошенных нами региональных компаний являются коммерческими организациями, которые и с формальной, и с фактической стороны де-ла стремятся к получению выгоды (равно как объекты их оценки). Поэтому нет ничего удивительного в том, что работа с наиболее крупными и состоятельными заказчиками, способными дать большой объем заказов, считается самой ценной для потенциального подрядчика. При этом экономический кризис существенно не изменил предпочтения региональных исследователей. Так, значимость экономической составляющей оценки сотрудничества сохраняется на уровне чуть выше 40% вот уже третий год (42-45%%). Колебания в оценках других факторов также не превышают 2% за три последних года.

В первых двух волнах Рейтинга исследовательских компаний (по итогам 2003 и 2005 гг.) мы рассчитывали оценки ресурсов на основе ответов на вопросы о состав-ляющих их элементах повседневного взаимодействия: оценка ясности и понятности «полевых» документов, решения проблем, возникающих в «поле» и пр. С 2006 года мы просим оценить непосредственно каждый из ресурсов. Изменения, однако, практически не повлияли на результат измерения: компании, которые оказались лидерами в первых двух волнах, сохраняли лидерство и в последних двух. Косвенно это указывает на реальность предмета нашего исследования – образа исследовательской компании внутри профессиональной среды и таким образом опровергает эмоциональные в основе своей замечания критиков проекта об эфемерности, или, по крайней мере, неустойчивости измеряемых параметров.

Таблица 9. Веса ресурсов в суммарном ресурсе исследовательской компании

 

Реакция на экономический кризис

Сокращение объемов производства, розничной торговли, рекламных бюджетов не могло не привести и к сокращению объемов исследований. Причем, по замечаниям игроков рынка, заказчики исследований чаще всего стараются экономить на географическом охвате регионов, сокращая их число и объем выполненных там работ. Как локальные исследователи пережили 2009 год?

Их ожидания, сформулированные в ответах, относящихся к прошлой весне, были весьма пессимистичными. Почти половина (49%) опрошенных опасалась сокращения объемов полевых работ, чуть меньше (46%) – заказов на проекты полного цикла. Но вот прошел год и, судя по оценкам тех же региональных исследователей, он оказался не таким плохим, как те опасались поначалу. Уменьшение объемов отметили всего лишь 35% и 32% респондентов соответственно.
Не оправдавший себя пессимизм в прошлогодних прогнозах позволил сделать бо-лее оптимистичные прогнозы на 2010 год. Сегодня лишь 14% участников регионального рынка исследований ожидают снижения объемов работ в секторе полевых работ и 17% - в секторе проектов полного цикла.

Рис. 1.    Динамика ответов на вопрос об оценке изменений объема работ в 2009 году (оценки 2009 и 2010 гг.)

Рис. 2.    Прогноз изменений объема рынка полевых работ и проектов полного цикла в 2010 году