Токарев Василий

Не каждый клиент может оценить то, что мы делаем. Но одобрение настоящего профессионала и товарища помогает мне идти дальше и думать позитивно о завтрашнем дне.

Василий Токарев, Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград

Проект «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний» ‑ инициативный исследовательский проект, который в 2011 году в седьмой раз проводился Ассоциацией региональных социологических центров «Группа 7/89».

В исследовании приняли участие в качестве респондентов 106 исследовательских компаний. Объектами оценки явились 68 компаний, активно размещающих заказы на проведение полевых работ в регионах (в том числе 44 компании из Москвы, 6 компаний из Санкт–Петербурга и 18 региональных исследовательских компаний).

По результатам завершенного исследования могут быть сформулированы следующие группы выводов: 

Выводы в отношении уровня известности компаний и их активности в работе на региональных рынках

1. Наиболее известными исследовательскими компаниями (из числа включенных в список) являются «столичные» компании ‑ ВЦИОМ (показатель Aided Awareness – 96%), Фонд «Общественное мнение» (92%), Исследовательская группа «ЦИРКОН» (91%), Левада–Центр (91%), Romir Monitoring (90%) и Комкон (89%).

2. Наибольшая часть компаний–респондентов за последний год была охвачена исследованиями, проводимыми по заказу следующих компаний: ВЦИОМ (49%), TNS Россия (48%), Gfk RUS (42%), Synovate и Комкон (по 39%), Romir и Бизнес–Аналитика (по 38%).

3. Наибольшая «информационная активность» характерна для наиболее крупных и известных столичных компаний: ВЦИОМ (43% опрошенных в течение последнего года посещали сайт ВЦИОМ, 40% встречали материалы ВЦИОМ в открытых источниках), Фонд «Общественное мнение» (соответственно 31% и 29%), Gfk RUS (39% и 19%), Левада–Центр (30% и 27%), Комкон (33% и 23% соответсвенно).

4. Наиболее высокие показатели «охвата регионов России исследованиями» в 2010 году наблюдались у компаний TNS Россия (77%), ВЦИОМа (71%), Gfk RUS (65%), Synovate (64%), и Бизнес–Аналитики (63%).

5. За прошедший год оценки охвата значительно возросли для следующих компаний: TNS Россия (ранг повысился на 9 позиций); ACNielsen (повышение ранга на 11 позиций), Top of Mind (7 позиций); ОМА «Маркетдэйта» (13 позиций).

6. Ранговые оценки охвата заметно снизились для следующих компаний: Бизнес–Аналитика (снижение ранговой оценки на 4 позиции), Romir Monitoring (падение на 5 позиций), «МИП» (11 позиций), ярославский «Социс» (9 позиций), а также «О+К Маркетинг + Консалтинг» (снижение ранговых оценок на 11 позиций).

7. Показатели охвата регионов исследованиями с использованием различных методов позволяют построить ранжированный ряд методов по частоте их использования в регионах. Это ряд выглядит следующим образом:

а) массовые опросы (наиболее часто используемый метод);

б) экспертные опросы;

в) фокус–группы и глубинные интервью;

г) телефонные опросы (в том числе CATI);

д) опросы предприятий (B2B опросы);

е) холл-тесты;

ж) ритейл-аудит.

8. Наибольший охват регионов исследованиями с использованием методов массового опроса населения демонстрируют компании TNS Россия (66%), ВЦИОМ (66%), Gfk RUS (59%), Synovate (57%), A/R/M/I Marketing и MASMI Moscow (по 55%).

9. Наибольшие показатели охвата территории России экспертными опросами характерны для компаний Gfk RUS (54%), ВЦИОМ и Фармэксперт (по 52%), Top of Mind и TNS Россия (по 47%).

10. Лидерами по охвату B2B–опросами являются Gfk RUS (вероятно, в том числе за счет проектов, связанных с опросами врачей – 49%); а также ВЦИОМ (43%), Левада–Центр (42%), TNS Россия (39%) и МИП (33%).

11. Заказы на телефонные (в том числе CATI) опросы в регионы относительно часто размещают следующие компании: ВЦИОМ (охват – 47%), Romir Monitoring (44%), Комкон (33%); Gfk RUS (32%) и МИП (28%).

12. Если в большинстве сегментов рынка, выделенных по признаку «методы исследования», различия в охвате между компаниями–лидерами не превышает 1%‑2%, то в части полевых работ, связанных с организацией холл–тестов, наблюдается иная ситуация. Наибольший охват холл–тестами имеет TNS Россия (39%). «Лидерами второго плана» являются Ипсос (32%), ACNielsen (29%), Комкон, Gfk RUS и Synovate (по 28% у каждой компании).

13. В сегменте фокус–групп и глубинных интервью выделяются два лидера по охвату регионов – ВЦИОМ (41%) и Gfk RUS (40%). Отрыв этих компаний от «лидеров второго плана» близок к 10%. Охват регионов фокус–группами, проводимыми компанией «Ипсос» составляет 32%, TNS Россия ‑ 31%, Magram Market Research ‑ 29%.

14. Наибольший охват в сегменте ритейл–аудита имеют компании Gfk RUS (28%), ACNielsen и Romir Monitoring (по 25%), за ними следуют Бизнес–Аналитика и Бизнес-Интел (охват регионов ‑ по 24%).

Выводы в отношении оценки объема ресурсов исследовательских компаний

1. В первую пятерку компаний, высоко оцененных по критерию «выгодность сотрудничества», вошли Фонд «Общественное мнение» (средняя оценка – 8.7; в прошлом году – 9.3), Ипсос (8.5, в прошлом году – 8.8), Gfk RUS (8.2), ИГ «ЦИРКОН» (8.1) и ЮРИЦ «Фактор» из Ростова–на–Дону (8.2 балла по 10–балльной шкале).

2. Ниже всего региональными подрядчиками оценивается выгодность сотрудничества с тремя компаниями – Top of Mind (5.2 балла), Бизнес–Аналитика (4.8 балла) и Romir Monitoring (3.8 балла).

3. В рейтинге по организационному ресурсу, как и год назад, первые места занимают Фонд «Общественное мнение» (средняя оценка – 8.7 баллов) и Ипсос (8.5 баллов). Однако в третьей–пятой позициях рейтинга произошли заметные изменения – их заняли Gfk RUS (повышение в рейтинге на 5 позиций), ИГ «ЦИРКОН» (подъем на четвертую позицию с шестой) и ростовский «Фактор» (у всех трех компаний средняя оценка 8.2 балла).

4. Наиболее явное «усиление» по организационному ресурсу демонстрируют компании Gfk RUS (рост на 5 позиций), Фармэксперт (повышение в рейтинге на 8 позиций) и MASMI Moscow (повышение на 4 позиции). Наиболее явные «потери» организационного ресурса характерны для компаний Комкон, МИП, CMR, ВЦИОМ (снижение в рейтинге на 7 позиций для каждой из компаний), также Romir Monitoring и Top of Mind (снижение на 5–6 позиций).

5. Первая пятерка компаний, имеющих наиболее высокие оценки по кадровому ресурсу, практически полностью поменялась по сравнению с прошлым годом (исключение – Ипсос, сохранивший вторую строчку рейтинга, средняя оценка 8.7 баллов). Первое место по оценке кадрового ресурса занимает Левада–Центр (8.8 баллов), третье место и четвертое место – Фонд «Общественное мнение» и Gfk RUS (8.5 баллов) и пятое – ACNielsen (8.3 баллов). Наиболее низко оценивается региональными исследователями кадровый ресурс компаний ВЦИОМ (6.9 баллов), Romir Monitoring и Top of Mind (6.6 баллов).

6. В первую пятерку рейтинга по технологическому ресурсу в 2010 году вошли две новые компании – Левада–Центр (переместился с восьмой позиции на третью, 7.3 балла) и МИП (пятая позиция, 7.1 балла). Первое место в рейтинге по технологическому ресурсу занял Ипсос, но это произошло не столько из-за увеличения его ресурсов (средняя оценка такая же, как и в прошлом исследовании – 7.5 балла), сколько за счет снижения оценок объема организационного ресурса Фонда «Общественное мнение» (8.5 баллов в 2009 году, 7.4 балла в завершенном исследовании, второе место). На четвертой позиции по технологическому ресурсу находится TNS Россия (7.2 балла).

7. Замыкают рейтинг по технологическому ресурсу компании CMR (4.8 балла), Маркетдэйта и Magram Market Research (по 5.5 балла).

8. Результаты оценки символического ресурса компаний позволяют сделать следующие выводы: так же, как и в 2009 году (и в предыдущие годы) наиболее «престижным» заказчиком является Фонд «Общественное мнение» (хотя средняя оценка ресурса снизилась с 9.5 до 8.9). Изменения, произошедшие в первой пятерке рейтинга по символическому ресурсу, связаны с увеличением рейтинга компаний TNS Россия (повышение ранга на 7 позиций) и Gfk RUS (повышение на шесть позиций). Больше всего потеряли в рейтинге компании Romir Monitoring (падение на 11 позиций) и МИП (6 позиций).

В табл. 1 в компактной форме представлены результаты оценки охвата регионов России различными компаниями и результаты расчета совокупного рейтинга.

alt

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Компании в таблице упорядочены по мере убывания совокупного рейтинга по результатам исследования по итогам 2010 года. Жирным шрифтом в таблице выделены компании, вошедшие в первую пятерку по совокупному рейтингу по итогам 2009 года.

2. В 2009 году ЮРИЦ «Фактор» не включался в список оцениваемых компаний, а компания «Validata» не вошла в итоговый рейтинг вследствие малого числа оценщиков. Ранговые оценки получены путем ранжирования только 25 компаний, включенных в итоговый список.

Результаты анализа полученных оценок «совокупного рейтинга» исследовательских компаний (напомним, что «совокупный» рейтинг рассчитывался как линейная комбинация оценок по различным видам ресурсов с учетом значимости ресурсов для оценщиков) позволяют констатировать следующее:

1. Первые две позиции по совокупному рейтингу, как и прошлом году, занимают Фонд «Общественное мнение» (83 балла по 100–балльной шкале) и Ипсос (80 баллов). Третье место в рейтинге занимает ИГ «ЦИРКОН», за нею следуют ACNielsen и Левада–Центр.

2. Заметно поднялись в рейтинге ACNielsen (ранг 4, повышение на шесть позиций), Gfk RUS (ранг 7, повышение на 8 позиций), MASMI Moscow и «Социс» (повышение на 5 позиций). Впервые в десятку наиболее рейтинговых компаний вошел ростовский «Фактор», который в прошлом году не включался в список оцениваемых компаний.

3. На две позиции в рейтинге поднялась ИГ «ЦИРКОН», однако это произошло не за счет роста ее рейтинга (он остался неизменным – 77 баллов), а за счет снижения рейтингов других компаний первой пятерки.

4. В наибольшей степени потеряли в рейтинге компании CMR (снижение на 10 ранговых позиций, перемещение с 11 на 21 строку); ВЦИОМ (перемещение с 9 на 19 позицию); A/R/M/I Marketing (перемещение с 7 на 15 позицию); Комкон (перемещение с 4 на 12 строку рейтинга).

5. Три последние позиции в рейтинге (как и в большинстве рейтингов по отдельным видам ресурсов) занимают компании Romir Monitoring (снижение рейтинга на 4 ранга по сравнению с 2009 годом), «Top of Mind» (снижение рейтинга на пять ранговых позиций) и «Бизнес-Аналитика», которая поднялась в рейтинге на одну строку по сравнению с прошлым годом.

Завершая представление результатов проекта «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний», члены «Группы 7/89» выражают признательность исследователям (как региональным, так и столичным компаниям) за интерес к проекту, и приглашают заинтересованных специалистов к обсуждению как методики, так и результатов исследования. Мы надеемся, что результаты проекта «РИК» будут содействовать развитию нашего рынка и повышению его прозрачности. Организаторы исследования будут признательны за предложения по совершенствованию методики исследования и способов представления его результатов.