Проценко Сергей Николаевич

Многие компании, входящие в Ассоциацию, – лидеры локальных рынков. Постоянный контакт с коллегами облегчает решение многих проблем в бизнесе, подсказывает эффективные решения.

Сергей Проценко, Южно–Российский исследовательский центр, Ростов-на-Дону

Проект «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний» (РИК) инициативный исследовательский проект, который в 2013 году в девятый раз проводился Ассоциацией региональных социологических центров «Группа 7/89».

В исследовании приняли участие в качестве респондентов 153 исследовательские компании (в прошлом году – 115 компаний). В списки объектов оценки были включены 80 компаний, активно размещающих заказы на проведение полевых работ в регионах (в том числе 45 компаний из Москвы, восемь компаний из Санкт–Петербурга и 27 региональных исследовательских компаний).

По результатам завершенного исследования могут быть сформулированы следующие группы выводов:

Выводы в отношении уровня известности компаний и их активности в работе на региональных рынках

1. Наиболее известными исследовательскими компаниями (из числа включенных в список) являются «столичные» компании ВЦИОМ (показатель Aided Awareness – 91%), Левада–Центр (91%), РОМИР (90%), Исследовательская группа «ЦИРКОН» (88%).

2. Наибольшая часть компаний–респондентов за последний год была охвачена исследованиями, проводимыми по заказу следующих ком-паний: ВЦИОМ (62%), TNS Russia (50%), Gfk RUS (46%). Доля региональных компаний, работавших по заказам Бизнес–Аналитики и РОМИРа, несколько сократилась за год (для «Бизнес–Аналитики» с 46% до 39%, для РОМИРа – с 43% до 38%).

3. Относительно высокая «информационная активность» характерна для наиболее крупных и известных столичных компаний: ВЦИОМ (46% опрошенных посещали сайт ВЦИОМ, 47% встречали материалы ВЦИОМ в открытых источниках), TNS Russia (31% и 37%), Фонд «Общественное мнение» (соответственно 31% и 29%), Gfk RUS (23% и 33%) и «Левада-Центр» (27% и 28% соответст-венно).

4. Наиболее высокие показатели «охвата регионов России исследованиями» в 2012 году наблюдались у компаний: ВЦИОМ (78%, годом ранее 80%); TNS Russia (71%, ранее 75%), РОМИР (66%, за год охват не изменился).

5. На протяжении трех последних лет показатели охвата регионов устойчиво возрастают для следующих компаний: ВЦИОМ; РОМИР; Фонд «Общественное мнение», а также для «Фабрики маркетинга» и «Левада-Центра».

6. Показатели охвата регионов исследованиями с использованием раз-личных методов позволяют построить ранжированный ряд методов по частоте их использования в регионах. Этот ряд практически не изменился в сравнении с результатами, полученными в прошлом году:

а) массовые опросы (наиболее часто используемый метод);
б) экспертные опросы и опросы предприятий (B2B опросы);
в) фокус–группы и глубинные интервью;
г) уличные опросы и опросы в местах продаж;
д) face–to–face интервью в трекинговых исследованиях;
е) Mistery Shopping;
ж) холл–тесты.

7. Наибольший охват регионов исследованиями с использованием мето-дов массового опроса населения демонстрируют компании ВЦИОМ (66%), TNS Russia (56%), Gfk RUS (55%), «Бизнес-Аналитика» (55%), Ipsos (52%) и A/R/M/I Marketing (51%). Трекинговые исследования наиболее активно проводят TNS Russia (охват - 57%), Ipsos (50%), A/R/M/I Marketing (47%) и Gfk RUS (46%).

8. Наибольшие показатели охвата территории России экспертными и B2B–опросами характерны для компаний Gfk RUS (57%), ВЦИОМ (50%), Top of Mind (49%) и TNS Russia (48%). В целом охват экспертными опросами для большинства компаний за последний год изменился незначительно.

9. Наибольший охват холл–тестами имеет TNS Russia (50%, годом ра-нее – 44%). «Лидерами второго плана» являются Gfk RUS (40%), Synovate Comcon (38%) и Ipsos (36%).

10. На первые места по охвату качественными методами (фокус–группами и глубинными интервью) вышли следующие компании: ВЦИОМ (49%, годом ранее – 53%); TNS Russia (45%, годом ранее – 30%); Gfk RUS – (36%) и Ipsos (35%).

11. Методику Mistery Shopping наиболее активно используют следующие компании: TNS Russia (охват – 54%), РОМИР (50%), CMR (49%), «Фабрика маркетинга» (47%), Gfk RUS (39%).

Выводы в отношении оценки объема ресурсов исследовательских компаний

1. В первой пятерке компаний, высоко оцененных по критерию «выгодность сотрудничества», произошли некоторые изменения. Во–первых, в пятерку самых привлекательных заказчиков вошла Validata (четвертое место). Во–вторых, в пятерку вернулся (заняв пятое место) Ipsos. ФОМ сохранил первое место в рейтинге.

2. Пятерку «наиболее выгодных заказчиков» покинули компании AC Nielsen (переместилась с 5–го на 7–е место) и «ЦИРКОН» (падение на шесть позиций – со 2–й на 8–ю строчку).

3. Ниже всего региональными подрядчиками оценивается выгодность сотрудничества с тремя компаниями РОМИР (третий год находится на 25–й позиции); MAGRAM Market Research (второй год на позиции 24) и «Бизнес–Аналитика» (23 позиция, годом ранее – 21 позиция).

4. Четвертый год подряд первое место в рейтинге по организационному ресурсу занимает Фонд «Общественное мнение» (средняя оценка – 9.1 балл, в прошлом году – 8.4 балла, годом ранее – 8.7 балла). ИГ «ЦИРКОН», входившая в первую тройку прошлого года, спустилась с третьей позиции на четвертую.

5. Первые пять строчек в рейтинге по кадровому ресурсу занимают Фонд «Общественное мнение», МИП, ИГ «ЦИРКОН», Validata. Четыре из пяти этих компаний также входят в первую пятерку по комфортности взаимодействия.

6. В первую пятерку по технологическому ресурсу в рейтинге 2013 года вошли Фонд «Общественное мнение» (8.1 баллов), Gfk RUS (7.6 балла), TNS Russia (по 7.5 балла), Ipsos (по 7.3 балла). На пятую строчку вышел «Левада–центр», и вплотную к нему приблизился МИП (по 7.2 балла у каждой компании).

7. Результаты оценки символического ресурса компаний позволяют сделать следующие выводы: так же, как и в 2012 году (и в предыдущие годы) наиболее «престижным» заказчиком является Фонд «Общественное мнение» (средняя оценка ресурса составляет 9.4 балла, что выше, чем годом ранее).

В табл. 1 в компактной форме представлены результаты оценки охвата регионов России различными компаниями и результаты расчета совокупного рейтинга.

rik2013 table01

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Компании в таблице упорядочены по мере убывания совокупного рейтинга по результатам исследования 2013 года. Жирным шрифтом в таблице выделенные компании, вошедшие в первую пятерку по совокупному рейтингу по результатам исследования 2012 года.

2. В 2012 году компании «МиксРисеч», «Той-опинион», а также Институт социологии РАН не вошли в итоговый рейтинг вследствие малого числа оценщиков.

3. Ранговые оценки получены путем ранжирования только 25 компаний, имеющих наибольшее число оценщиков и включенных в итоговый список.

 

Результаты анализа полученных оценок «совокупного рейтинга» исследовательских компаний (напомним, что «совокупный» рейтинг рассчитывался как линейная комбинация оценок по различным видам ресурсов с учетом значимости ресурсов для оценщиков) позволяют констатировать следующее:

1. Первую позицию по совокупному рейтингу, как и прошлые годы, занимает Фонд «Общественное мнение». На второй–четвертой позиции произошли заметные изменения. ИГ «ЦИРКОН» спустилась со второй позиции на четвертую, «Левада–Центр» поднялся с пятой на вторую, Validata поднялась в рейтинге на 8 позиций и оказалась на пятой сточке. Российское отделение Ipsos потеряло еще одну позицию в обобщенном рейтинге и вышло из пятерки лидеров.

2. Наиболее заметно повысили свои позиции в рейтинге за последний год следующие компании: Validata (поднялась на 8 строк в рейтинге – с 13 на пятую позицию), «Фармэксперт», (переместился с 19 на 12 позицию). Также поднялся на три позиции в рейтинге «Левада–Центр», занявший второе место в обобщенном рейтинге.

3. Более всего потеряли в рейтинге за последний год три компании – «О + К Маркетинг + Консалтинг» (падение на семь позиций – с восьмого на 15–е место), MASMI (переместился с 11 на 17 позицию) и CMR (перемещение с 14 на 19 позицию).

4. Три последние позиции в рейтинге (как и в большинстве рейтингов по отдельным видам ресурсов) занимают компании РОМИР (третий год подряд на последней позиции рейтинга), Top of Mind (третий год подряд на 24–й позиции) и MAGRAM Market Research (опустился с 21 на 23 позицию).

Завершая представление основных результатов, полученных в ходе проекта «РИК 2013», члены Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89» хотели бы еще раз поблагодарить его участников и подчеркнуть, что результаты проекта РИК (включая «обезличенные» базы данных оценок) являются открытыми. Мы будем рады предложениям и пожеланиям (как со стороны столичных компаний, так и от наших региональных партнеров). Мы уверены, что проект «Профессиональный рейтинг исследовательских компаний» способствует развитию и институциализа-ции рынка социологических и маркетинговых исследований России, и будем стремиться сделать его еще более наглядным, удобным и полезным для всех участников этого рынка.