Саблин Тимур

Ассоциация – это радость общения с близкими людьми, общность по мировоззрению, духу, интеллекту.

Тимур Саблин, Центр изучения общественного мнения «Симакс», Уфа

Подавляющая часть опрошенных нами компаний являются коммерческими организациями, которые и с формальной, и с фактической стороны дела, стремятся к получению выгоды (равно как объекты их оценки). Поэтому нет ничего удивительного в том, что работа с наиболее крупными и состоятельными заказчиками, способными дать большой объем заказов, считается самой ценной для потенциального подрядчика. При этом наши респонденты придают все большее значение именно выгодности при оценке взаимодействия с компанией-заказчиком: если в 2006 году они полагали, что доступ к финансово-экономическому ресурсу компании составляет 38% общей ценности делового взаимодействия, то в 2007 году оценка этой доли достигла 42%, а в прошедшем уже 48%.

При этом все меньшее значение локальные исследователи придают символическому и технологическому ресурсам. Их суммарное значение сократилось с 29% в 2006 году до 22% в 2008 г. А вот организационный и кадровый ресурсы сохраняют свое значение для региональных исполнителей.

В первых двух волнах Рейтинга исследовательских компаний (по итогам 2003 и 2005 гг.) мы рассчитывали оценки ресурсов на основе ответов на вопросы о составляющих их элементах повседневного взаимодействия: оценка ясности и понятности "полевых" документов, решения проблем, возникающих в "поле" и пр. С 2006 года мы просим оценить непосредственно каждый из ресурсов. Изменения, однако, практически не повлияли на результат измерения: компании, которые оказались лидерами в первых двух волнах, сохраняли лидерство и в последних двух. Косвенно это указывает на реальность предмета нашего исследования – образа исследовательской компании внутри профессиональной среды и таким образом опровергает эмоциональные в основе своей замечания критиков нашего проекта об эфемерности, или, по крайней мере, неустойчивости измеряемых параметров.

Таблица 8. Веса ресурсов в суммарном ресурсе исследовательской компании

 

Реакция на экономический кризис

Сокращение объемов производства, розничной торговли, рекламных бюджетов не могло не привести и к сокращению объемов исследований. Причем, по замечаниям игроков рынка, заказчики исследований чаще всего стараются экономить на географических охватах регионов, сокращая их число и объем выполненных там работ. Как локальные исследователи реагируют на такой вызов?

Таблица 9. Действия, предпринятые региональными исследовательскими компаниями в условиях кризиса

Почти девять из каждых десяти опрошенных компаний (86%) вынуждены были как-то среагировать на произошедшие на рынке изменения (см. таблицу 9 и рисунок 1). Почти половина (48%) ограничилась сокращением расходов на мелкие, в основном, канцелярские расходы: более жесткий режим расходования бумаги, тонеров, сокращения телефонного и Интернет-трафика и пр.

Рис. 1. Внутрикорпоративные способы преодоления воздействия кризиса

Почти треть (30%) сократила производственные ресурсы, в первую очередь, освободила часть занимаемых помещений. 18% компаний сократили заработную плату своим сотрудникам, еще столько же сократили вспомогательный персонал, не занятый в собственно производстве. Чуть меньше (16%) отправляли своих сотрудников в вынужденный отпуск. Но вот к самым радикальным мерам – увольнениям основного персонала – прибегли только в каждой десятой компании.