Это интересно

Состояние и перспективы отрасли CAPI исследований в России

Опросы с помощью планшетов все активнее внедряются в исследовательскую деятельность. По данным исследования Фонда "ИНСОМАР", который опросил более 200 исследовательских компаний, уже сегодня 63% из них используют методику CAPI.

Развитие информационных технологий шаг за шагом облегчает исследовательскую деятельность. Прежде всего оно коснулось обработки данных, их анализа и визуализации. Сейчас едва ли найдется специалист, вручную вычисляющий коэффициент корреляции или рисующий график на миллиметровой бумаге. А когда-то подобная работа была обычным явлением. В последнее время модернизация коснулась и такой, казалось бы, консервативной области, как полевой этап исследования. На смену опросу на бумажных анкетах приходит анкетирование на электронных устройствах – как правило, планшетных компьютерах. Возможности, обеспечиваемые новыми технологиями в этой области, таковы, что привычный «опрос на бумаге» уже сейчас постепенно становится лишь вспомогательным инструментом, а в будущем потребность в нем, вероятно, отпадет полностью.

Глобальные тенденции современности – это:

1. диджитализация;

2. сокращение сроков исследований и проведение исследований real-time;

3. усложнение исследовательских задач.

По данным исследования Фонда «ИНСОМАР», который в феврале – начале марта 2017 года опросил более 200 исследовательских компаний*, уже сегодня многие компании (63%) проводят опросы с использованием планшетов. Объем региональных исследований, проведенных в 2016 году с использованием планшетов, превысил полмиллиона респондентов.

alt

alt

В настоящее время у компаний нет четкой уверенности в том, что общее количество исследований будет увеличиваться. Однако то, что количество исследований на планшетах увеличится – сомнений нет практически ни у кого. Таким образом, в условиях нестабильности рынка исследований организации пытаются найти пути оптимизации бизнес-процессов, сокращения себестоимости проектов, чему несомненно способствует переход с бумажных опросов на планшетные.

Требования к использованию технических средств при проведении исследований все чаще предъявляют и заказчики. Это значительно упрощает контроль со стороны Заказчика за ходом исследований и значительно повышает достоверность полученных данных. Поэтому с полной определенностью можно сказать, что сформирован рынок услуг по предоставлению ресурсов для проведения исследований с использованием современных цифровых технологий.

Социологические центры используют как свой парк планшетов, так и привлекают оборудование других компаний или собственные планшеты интервьюеров. Каждая вторая компания отмечает, что в текущем году планируется увеличение парка планшетов.

Повсеместному распространению онлайн технологий мешает неравномерность интернет-покрытия на территории страны, нестабильность работы имеющихся на рынке приложений для проведения опросов.

Среди представителей социологического сообщества присутствует некоторая настороженность перед переходом с бумажных опросов на опросы с использованием планшетов и смартфонов. Существуют наиболее распространенные «страхи»: необходимость финансовых вложений в приобретение устройств, вероятность повреждения устройства или его хищения интервьюерами или респондентами, риски «потери» или повреждения массива собранных данных, гарантии конфиденциальности собранных данных, сложности подготовки операторов и интервьюеров для работы с программным обеспечением, сложности в сочетании бумажных и цифровых методов в проведении исследования и некоторые другие.

Респонденты отмечают, что в ряде случаев возникают трудности в работе с квотами, неудобства при выгрузке данных опроса, имеются нарекания в адрес службы технической поддержки, а главное – стабильности работы используемого программного обеспечения.

В то же время, участники исследования отмечают, что опросы на планшетах:

• Увеличивают мобильность (получение данных в режиме реального времени. Больше не требуется печатать сотни экземпляров анкет, интервьюерам не нужно носить с собой объемные пачки бумаги).

• Упрощают работу интервьюеров (интервьюерам не надо следить за переходами в анкете – они выполняются автоматически, не надо считать квоты – они отображаются в программе и автоматически пересчитываются по ходу сбора анкет. Соответствующие ошибки в работе интервьюеров, таким образом, исключаются на программном уровне, можно не использовать бумажные карточки) и вводчиков (данные по каждой анкете автоматически отправляются на сервер уже в закодированном виде). Следовательно, упраздняется одна из статей расходов, исключаются ошибки ввода и объединения данных от разных подрядчиков).

• Снижают риск возможной подтасовки данных (отслеживание GPS, аудиозаписи интервью), время начала и время окончания интервью.

• Позволяют оптимизировать время проведения исследований.

• Контроль за работой интервьюеров выходит на недосягаемый ранее уровень. В каждое интервью на этапе создания проекта можно включить запись аудио и отметку GPS-координат, что позволит отслеживать качество выполняемой работы в режиме реального времени и оперативно вносить коррективы. Благодаря быстрому доступу к данным контроль и проверка (например, обзвон части респондентов) могут выполняться в режиме день-в-день, а не спустя значительный срок с момента опроса.

• Обновление и агрегация данных в режиме реального времени дают возможность выгружать и анализировать информацию на промежуточных этапах, а также при желании предоставить доступ к информации о ходе опроса заказчику.

Тем не менее, опросы с помощью планшетов все активнее внедряются в исследовательскую деятельность, именно поэтому важно, чтобы программное обеспечение отвечало требованиям исследователей. Хочется отметить, что существующие современные разработки позволяют с легкостью развеять существующие страхи и в той или иной степени гарантируют корректность и конфиденциальность собранных данных.

Исследовательская практика показала, что использование CAPI метода позволяет достигать более качественных и надежных результатов, а также экономит силы, время и деньги. Считаем, что за CAPI методом будущее. На самом деле, это даже не будущее, а настоящее. Использование планшетов повышает конкурентоспособность социологических организаций на рынке, поэтому они - не роскошь, а неизбежность, альтернативы которой нет.

 

*Опрос проведен Фондом «ИНСОМАР» в период 06 февраля - 09 марта 2017 г. Всего опрошено 202 исследовательские компании из 65 регионов РФ. Целевая группа: организации, занимающиеся проведением социологических исследований. Метод – онлайн опрос. http://www.insomar.ru

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск