Интервью с исследователями на стороне заказчиков об опыте использования методики CAPI.
В последнее время все большей популярностью при проведении маркетинговых и социологических исследований стали пользоваться опросы на планшетах. Был ли в вашей компании опыт использования данного метода исследования?
Егор Бородин (старший менеджер по маркетинговым исследованиям. X5 Retail Group | Карусель): Мы уже достаточно давно в проектах сталкиваемся с таким методом сбора информации. Опыт был и есть: проекты с самой разной целевой аудиторией и местом сбора данных. В целом опыт могу охарактеризовать как положительный.
Константинова Кристина (начальник информационно-аналитического отдела государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр стратегического анализа и управления проектами"): Применение планшетов при опросах общественного мнения используется нашим учреждением уже несколько лет.
На что вы ориентируетесь в первую очередь при выборе методики исследования?
Егор Бородин: Зависит от целей и задач исследования, географии, целевой аудитории, сложности материалов, предлагаемых респондентам, и сложности логики необходимой анкеты.
Смогли ли Вы полноценно использовать результаты маркетинговых (социологических) исследований, полученных методом CAPI, в своей практической работе?
Егор Бородин: Для нас, как для заказчика исследования, сам метод сбора данных (бумажная анкета или планшет) не так важен. Вопрос полноценного использования данных зависит от качества поля и аналитической работы, которую предлагает агентство (если мы закупаем аналитику).
Константинова Кристина: Результаты исследования, полученные при CAPI опросах, значительно повышают валидность данных, что повышает возможность их применения.
На Ваш взгляд, каковы основные преимущества технологии CAPI?
Егор Бородин: Возможность составления анкет со сложной логикой, возможность сегментирования респондента прямо во время интервью, возможность использования сложных визуальных материалов в анкете.
Константинова Кристина: Возможности контроля полевой части исследования.
С какими ограничениями данной технологии вы столкнулись?
Егор Бородин: Наличие региональных ограничений.
Константинова Кристина: Неточность геолокации.
Есть ли перспективы у CAPI как вида исследования или они начинают уступать другим методам?
Егор Бородин: Не вижу ограничений, в целом метод сбора считаю более перспективным, чем PAPI.
Приходилось ли Вам переходить с методики PAPI на планшеты многолетнем мониторинговом проекте? Вы заметили отличия в получаемых результатах? Если да, то какие, по Вашему мнению, более релевантны?
Егор Бородин: Такого опыта не было. Не думаю, что метод сбора (PAPI или CATI) может значимо повлиять на результаты по устоявшейся анкете.
Константинова Кристина: Мониторинговые проекты по нашему опыту имеют место быть только на планшетах. Что в принципе и оправдывает сегодня именно такой способ проведения опросов.
Какой у Вас был самый интересный и запоминающийся кейс в практике при использовании методики CAPI?
Егор Бородин: Я не разделяю для себя кейсов с CAPI и PAPI. Для нас, как для заказчиков, это метод сбора данных, а не метод исследования.
Константинова Кристина: Если рассматривать кейс с точки зрения контроля поля, то это различные способы фальсификации интервью (например, опрос интервьюером самого себя).
Назовите основные показатели эффективности опросов на планшетах c позиции привлекательности для заказчика.
Константинова Кристина: Звукозапись, геолокация, скорость обработки данных.
Есть ли у Вас какие-то специальные пожелания для исследовательских компаний, проводящих опросы с помощью методики CAPI, чтобы исследование всегда проходило успешно, и было полезным для заказчика?
Егор Бородин: Успешность исследования не зависит для нас от метода сбора данных. Пожелания просты – быть клиентоориентированными, понимать потребности заказчика и задачи. Но при этом не нужно забывать, что мы обращаемся к агентствам, в т.ч. как к экспертам в области, нам необходима как экспертная оценка брифа и предполагаемого метода в части соответствия задачам, так и глубокая аналитика в отчете, а не описание данных диаграмм.