Экспертное мнение

Желание многих людей – покинуть территорию Дальнего Востока

«На Дальнем Востоке люди чувствуют свою отдаленность от Урала и Центральной России, чувствуют свою оторванность от государства и государственности. Желание многих людей – покинуть территорию Дальнего Востока. Отток населения отражается и на нашей отрасли». Интервью с Анной Булгаковой, директором Дальневосточного маркетингового центра «Мониторинг» (Владивосток).

Анна, Вы проводите исследования на Дальнем Востоке. В чем, как Вам кажется, специфика региона? Как она отражается на Вашей работе?

На Дальнем Востоке люди чувствуют свою отдаленность от Урала и Центральной России, чувствуют свою оторванность от государства и государственности. Желание многих людей – покинуть территорию Дальнего Востока. Особенно молодежь не видит здесь перспектив для счастливой и обеспеченной жизни.

По ситуации в регионе для меня сейчас показателен пример: в двух субъектах Дальневосточного федерального округа перестали существовать две исследовательские компании, которые работали много лет. Наверное, это связано с тем, что мало заказов от регионального бизнеса, а федеральные заказчики Дальний Восток закрывают онлайн. Сложилось впечатление, что раз здесь мало населения, то и заказчиков в меньшей мере это население интересует. Это довольно негативная тенденция. Я думаю, что если в двух субъектах ДФО так произошло, то вероятно и до нас когда-то докатится. Если в Центральной России особая конкуренция среди исследовательских компаний, то на Дальнем Востоке, наоборот, кто давно работал – закрываются, а новые не появляются. Заказчики вынуждены отправлять выездные бригады самолетами, либо они нас просят закрывать эти субъекты. Отток населения отражается и на нашей отрасли. Как заказчика наш регион не сильно интересует, так и вполне возможно, что компании закрылись не только из-за отсутствия заказов и их низкой стоимости, но и из-за миграции.

Но есть и положительная тенденция - рядом с Приморским краем находится Азиатско-Тихоокеанский регион. В нем емкость рынка 400 млн. человек. Иностранные компании интересуются, как живет Россия на Востоке, но пока этот интерес еще очень слабый, он только зарождается. Западные партнеры, например, немецкие или английские бренды уже давно изучают российский рынок. А восточные партнеры только сейчас потихоньку начали проникать в Россию.

В нашем регионе ощущается влияние восточной культуры. Когда мы ищем определенные целевые аудитории, то легко находим людей, которые ездят с целью туризма на Восток. Это совсем другая стоимость товаров, количество денег, которые они тратят на китайские товары, другая потребительская корзина.

Какие изменения в индустрии Вы наблюдаете в своей практике?

Самый глобальный тренд - все больше и больше опросов онлайн. И все меньше офлайн. Немного другой ракурс стал в качественных исследованиях. Стали глубже залезать респонденту в голову, более дробно делить целевую аудиторию. Например, не просто потребители определенного продукта, а потребители, которые в прошлом имели один опыт, в настоящем - другой, а в будущем планируют иметь третий опыт. Нам нужно сейчас найти таких сложных респондентов и узнать их триггеры принятия решения. Раньше критерии отбора потенциальной ЦА для участия в качественных исследованиях были проще и поверхностнее.

С какими проблемами и ограничениями сталкиваетесь в работе?

Для меня основные ограничения связаны с миграцией. Территория большая на Дальнем Востоке, людей на этой территории мало, до сих пор не везде устойчивый интернет. При такой ситуации еще и молодёжь массово уезжает. Сложно находить и растить кадры, более-менее толковые уезжают. Бывает вакансия есть и деньги, а человека найти невозможно. И собственно с самим населением тоже сложно работать, потому что постоянная миграция, сложно искать определенные целевые группы. Например, сейчас уехали несколько значимых экспертов, с которыми мы долго сотрудничали, теперь они стали жителями Москвы.

Какие современные методы используете?

Используем все то, что уже на рынке есть. Это онлайн опросы и автоматизированные телефонные интервью. Сейчас способы дистанционного опроса респондентов облегчили работу. Довольно легко вовлекать людей в опросы там, где они оценивают что-то по ссылке, или видят, что система автоматизирована.

Какие самые интересные проекты проводили в последнее время?

В рамках исследования тестировались IT-системы, и нам нужно было фотографировать людей по разным критериям, которые давал заказчик. Респондентов мы рекрутировали традиционным способом. Исследование проходило как холл-тест, только мы не спрашивали у респондентов какое-то мнение, а просили выполнить определенные действия - «посмотрите туда, посмотрите сюда, сделайте хмурое лицо, сделайте доброе лицо, скажите что-то». У нас было несколько таких проектов. Это было самое настоящее, емкое исследование, в котором принимало участие большое количество человек.

   © 2020-2024 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск