Экспертное мнение

Надо начинать работать с головы, с Заказчиков

«Надо начинать работать с головы, с Заказчиков. Повышать их грамотность в области социологии и изучения общественного мнения. Ставить четкие задачи при проведении исследований, требовать соблюдения всех пунктов технического задания, контролировать качество работ. Я бы хотела, чтобы именно такие изменения произошли в нашей сфере. Тогда с рынка ушли бы демпингеры». Интервью со Светланой Рупп, генеральным директором компании «Эмпирика» (Тюмень).

Светлана, расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы с тендерами. В чем специфика работы по тендерам? С какими проблемами Вы столкнулись?

Наша организация специализируется на работе с государственными и муниципальными заказчиками, основной пласт работы мы получает посредством участия с госторгах. Из плюсов хочется отметить - надежность государственных заказчиков. Если выиграли тендер, заключили контракт, выполнили его без претензий к качеству и в срок, то заказчик не «кинет» тебя в последний момент, не начнет кормить «завтраками» при оплате. Оплата будет произведена в полном объеме и в оговоренный контрактом срок. Лично у меня задержек с оплатой от государственных заказчиков не было со времен Олимпиады в Сочи. Поэтому одним из плюсов работы с госзаказами можно назвать надежность и юридическую закрепленность обязательств со стороны заказчика.

Минусов при работе с госзакупками, тем не менее, достаточно. Минусы, они же и проблемы, это: отсутствие работы в начале года. Пока бюджеты согласуют, пока учреждения профинансируют, пока внесут закупку в план-график, пока она появится на портале, пока разыграется, в общем, работой мы обрастаем к лету, а зиму и весну перебиваемся случайными проектами, как правило, небольшими и живем за счет «жирка», накопленного за прошлый год. Так же проблема тендеров: жуткий демпинг, от которого иногда глаза на лоб лезут, особенно, опять-таки, в начале года.  Но об этом явлении поговорим ниже. Еще одна проблема – это безграмотность отдельных заказчиков, не все учреждения могут позволить себе держать в штате социолога. Из-за этого: корявые технические задания, нюансы при составлении и согласовании программы исследования.  

Что важно знать компаниям для начала работы с тендерами?

Прежде всего, надо понимать, какие юридические обязательства вы на себя берете, заключая контракт. Это не просто работа, где можно будет сказать, ой, у нас не получилось, ищите другого исполнителя. Это обязательства перед государственным заказчикам, закрепленные юридически, в случае неисполнения которых предусмотрены штрафные санкции, иногда достаточно большие, вплоть до включения компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

Надо быть готовым к бумажной волоките, долгому согласованию материалов всеми инстанциями. Это государственные органы, тут все быстро не делается.

Надо уметь готовить тендерную документацию, впрочем, сейчас много компаний, которые предоставляют данные услуги.

Ну и, естественно, надо обладать знаниями и компетенциями в той отрасли, в которой собираетесь работать.

Можете ли подробнее рассказать о самых интересных кейсах?

Я долго думала, что ответить на этот вопрос. Возможно, от того, что я не считаю кейсом или кейсом, заслуживающим внимания, алгоритм, который у нас уже отточился до автоматизма при выполнении отдельных контрактов. Скорее на  ум приходят забавные истории, как, например, из-за объявления Вконтакте, нас вызвали к инспектору по делам несовершеннолетних. 

Часто при слове «тендер» возникает ощущение чего-то сложного и даже коррупционного. Так ли это? Какие есть основные стереотипы о тендерах? Соответствуют ли они действительности? Или Ваша практика подтверждает обратное?

Безусловно, есть много нюансов в тендерной системе, особенно, когда только начинаешь выходить на рынок, все их надо знать. Поэтому не скажу, что участие в тендерах – это легко, надо заказать ЭП, настроить рабочее место, правильно готовить документы, вовремя подавать заявки, завести специальный счет, заказывать банковские гарантии, вовремя подписывать контракты. То есть помимо исполнения обязательств возникает много попутной шелухи.

Насчет коррупции в тендерах – бытует мнение, что в тендерах до миллиона ее вообще нет. По своему опыту, я не сталкивалась лично с откровенным и ярким проявлением коррупции, но у меня было несколько случаев, когда заказчик хотел «пропихнуть» своего поставщика или расторгнуть контракт с нами, разыграть закупку «под своих». Однажды с нами отказалось вообще общаться контактное лицо, курирующее исполнение обязательство по контракту. А одни мои коллеги однажды все-таки расторгли контракт, потому что с ними заказчик напрямую отказался работать. Очень не хочется сглазить, но все эти описанные случаи не повторялись с 2016 года, надеюсь, не повторятся. Хотя стоит отметить, что наша организация все-таки рыба небольшого плаванья, мы редко участвуем в тендерах номиналом в несколько миллионов и в московских тендерах. Не чувствуем пока в себе силы и, считаем, что не обладаем на данный момент достаточными ресурсами для работы в Москве.

Но это я описала ситуацию в нашей узкой отрасли в тендерах до миллиона рублей. Тут нам «дают работать».  В целом по стране, я думаю, коррупция, безусловно, есть. Причем, мне кажется, лучше не знать о этих масштабах. Тут речь не только о том, что своего исполнителя делают победителем, но и о том, что отдельные тендеры объявлены под своего исполнителя, а необходимость этих тендеров вызывает сомнение.

Стереотипы о тендерах: коррупция. Об этом я уже рассказала. То, что тендеры – это сложно, об этом тоже сказала.

Стереотип: в тендерах демпинг, хорошие деньги там не заработать. Отчасти правда, особенно если вы молодая, начинающая компания, без опыта работы. Да, тогда будет проблематично выиграть открытый конкурс за хорошую цену. Или напрямую никто не заключится, потому что на рынке о вас пока не знают.

Знаю стереотип, касающийся конкретно нашей отрасли, что данные таких исследований, разыгранным через тендер, не всегда можно доверять. Стереотип имеет право на существование. Дело в том, что чиновникам, зачастую некогда контролировать качество оказанных услуг, им надо отчитаться о проделанной работе, показать цифры. Это дает возможность существовать недобросовестным компаниям в нашей отрасли, которые выигрывают тендер с большим занижением первоначальной цены, а по факту не проводят полевой этап, или очень экономят на нем, что приводит к получению некорректных результатов. Более того, ни каждое госучреждение может позволить себе держать в штате социолога, поэтому часто приемка работ, согласование первоначальных материалов осуществляется работником, далеким от отрасли.

Насколько, по Вашему мнению, эффективна эта система для отрасли в целом? В чем ее преимущества, а в чем недостатки?

Система эффективна, но только там, где действительно проводят качественные исследования, не халтурят на опросах, заказчик включен в работу. И, что немаловажно, в дальнейшем используют, применяют результаты исследований, а не просто кладут на полку и забывают о них. 

Знаете ли Вы что-либо о тенденциях развития и изменениях, которые произошли с тендерами в последнее время?

Очень много произошло изменений в целом в системе госзакупок, что, лично меня радует. Новое всегда воспринимается очень тяжело, но, считаю, что, переведя все закупки в электронный вид, страна сделала шаг в развитии.

Если говорить об изменениях в закупках услуг по изучению общественного мнения, то, на мой взгляд, идет сокращение закупок подобного рода. На смену им пришли услуги по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. В рамках данных услуг тоже проводятся опросы, поэтому многие организации, занимающиеся соц. опросами, в том числе и мы, так же стали участвовать в тендерах по независимой оценке. Независимая оценка проходит по методике, утвержденной Правительством, оператору оказывается всяческое содействие при работе, а опрос зачастую можно провести через интернет, в связи с этим, на торгах по независимой оценке, иногда наблюдается просто колоссальный демпинг. Хотя, по моему субъективному мнению, на данный момент методика, по которой проводится независимая оценка еще достаточно сырая и практическое применение результатов лично для меня под вопросом.

Если бы Вы могли что-то изменить в этой сфере, будь это в Ваших силах, то что изменили бы? 

Надо начинать работать с головы, с Заказчиков. Повышать их грамотность в области социологии и изучения общественного мнения. Ставить четкие задачи при проведении исследований, требовать соблюдения всех пунктов технического задания, контролировать качество работ. Я бы хотела, чтобы именно такие изменения произошли в нашей сфере. Тогда с рынка ушли бы демпингеры.

Но если смотреть более глобально, то, мне кажется, в нашей стране, не считают социологические исследования чем-то важным, инструментом, с помощью которого можно изменить жизнь людей, отследить настроения общества, а сами результаты исследований не всегда умеют применять и использовать на практике.

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск