Экспертное мнение

Дарья Сармонт: Коронавирус — триггер, который обнажил все слабые места системы

В республике Беларусь на период пандемии пришёлся ряд политических событий, важных абсолютно для каждого жителя страны. Такой неожиданный симбиоз внёс свои, особенные коррективы. И, по мнению руководителя Центра управленческих решений «Sarmont» Дарьи Сармонт, будущее исследовательской отрасли в дружественном государстве по большей части будет зависеть от общеэкономической обстановки. 


Дарья Сармонт

В исследовательской индустрии — 17 лет.

Директор Центра управленческих решений «Sarmont», г. Минск, Беларусь.

Компания специализируется на качественных, количественных и нейромаркетинговых исследованиях.   

 

Не распыляя ресурс, или Антикризисный план Sarmont 

Оценивая ситуацию в компании в период от начала пандемии и до дня сегодняшнего, Дарья Сармонт отмечает, что введение или отсутствие ограничительных мер не оказывает особого влияния на потребность в исследованиях со стороны заказчиков. В Республике Беларусь в первую волну пандемии не был введён официальный карантин, но спрос с мая резко сократился, так как бизнес оказался в ситуации полной неопределённости и в первую очередь решал тактические задачи по оптимизации своих бизнес-процессов. Но сейчас, когда вторая волна пандемии гораздо сильнее первой, спрос на исследования, наоборот, превысил любые ожидания: все хотят понимать, как изменился потребитель, как изменился спрос, чтобы адаптировать свою стратегию уже к новым реалиям жизни. 

— На мой взгляд, введение или отсутствие карантина — это не причина, определяющая спрос. Есть зависимость от сезонности, от общеэкономической обстановки и прочего, — подчеркнула она. 

Безусловно, за счёт проседания рынка весной-летом выручка будет ниже, чем в прошлом году, но в данный момент положение компании стабильное, убеждена Дарья. 

— Сейчас наблюдается сезонный всплеск. Проектов очень много. Полная загрузка до конца года была обеспечена ещё в октябре, поэтому сокращение штата точно не планируем. А на случай дестабилизации есть антикризисный план. В первую очередь — сместить фокус внимания в консалтинговые проекты и обучение. 

В случае ужесточения мер, связанных с пандемией, повторят весенний сценарий: часть сотрудников переведут на удалёнку, а face-to-face исследования, фокус-группы и глубинные интервью — по мере возможности из оффлайна в онлайн, но ключевое — откажутся от низкорентабельных проектов. 

— Будем работать только с клиентами, где есть адекватная маржа, чтобы не распылять ресурс. 

Из зоны риска — в зону комфорта 

 Как говорится, только лишившись зоны комфорта, начинаешь искать пути, чтобы вновь в неё вернуться. И исследовательская отрасль в этом случае не исключение.

— У нас в стране в данный момент происходит серьёзная трансформация ценностей. Именно эти процессы будут определять будущее исследовательской индустрии. Как я уже сказала, «корона» (коронавирус, — прим. ред.) — не причина резкого ухудшения экономической ситуации. На мой взгляд, это триггер, который обнажил все слабые места системы, — подчёркивает Дарья Сармонт. 

Уже сегодня львиная доля представителей отрасли отмечает, что в проигрыше рискуют остаться те, кто профилируется на face-to-face исследованиях. Настоящее и будущее — за онлайн. И Дарья в этом утверждении солидарна с коллегами. А однозначно востребованными, вне зависимости от обстоятельств, есть и будут исследования, предшествующие разработке стратегии. 

Образ же идеального исследователя в её понимании складывается так: «Исследователь + консультант + владелец собственного бизнеса». Чтобы была возможность смотреть на бизнес-задачу именно с позиции собственника, а не только исследователя. 

А если говорить об идеальном формате исследовательских компаний, то Дарья всегда была и останется за бутиковый подход. Именно он, по её мнению, даёт возможность максимального погружения в решение бизнес-задачи клиента, а не шаблонный подход, когда это исследовательская фабрика. 

Есть у Дарьи Сармонт и свой рецепт поиска точек роста, сильных сторон и уникальности, который способен помочь, пожалуй, каждому. Достаточно самому себе ответить честно на вопросы: «Зачем я занимаюсь именно этим делом?» и «Что меня по-настоящему вдохновляет?». Два простых и одновременно очень сложных вопроса и определят в дальнейшем, каким образом компании выстраивать свою стратегию и как позиционировать себя на рынке.

   © 2020-2024 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск