Экспертное мнение

Александр Рузанов: Мы оказались в ситуации «идеального шторма», когда совпали экономический кризис и пандемия

В Казахстане на сегодняшний день в «красной зоне» из-за распространения COVID-19 находится уже пять регионов — Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская и Акмолинская области — где введён усиленный карантин. Алматы — пока в зоне умеренного риска. Как ситуация отразилась на исследовательской отрасли, и насколько готовы были ко второй волне пандемии, рассказывает президент исследовательской компании BRIF Research Group Александр Рузанов.

Александр Рузанов
Стаж в отрасли — 31 год.
Президент исследовательской компании
BRIF Research Group ( основана в 1991 году), г. Алматы, Казахстан.
Специализация — маркетинговые и социальные исследования.

 

Пока в стране жёсткого карантина нет. Но будучи наученными первой волной КВИ (коронавирусной инфекции, — прим. ред.), когда падение на проведение исследований достигло 20-30%, ко второй — компания BRIF Research Group подошла максимально подготовленной.

Как отметил Александр Рузанов, старались нарастить свои возможности и компетенции в проведении онлайн-исследований — как количественных, так и качественных. Отработали возможность координированного проведения «телефонников» не из колл-центра, а из квартир интервьюеров, и устранили недоработки, выявленные в процессе тестирования «удалёнки». Однако предпринятые меры — не панацея, по мнению коллеги, и риск сокращения прибыли и штата вполне реален.

— Мне кажется, все исследовательские компании в зоне риска. Мы стараемся активно общаться с клиентами — как реальными, так и потенциальными; доносим до них, какие исследования возможны в период пандемии, но стопроцентной уверенности, что это как-то затормозит падение спроса, — нет, —  подчеркнул он.

И это заставляет буквально всех представителей индустрии пересматривать свой функционал и методологию исследований. По мнению Александра, с учётом нынешних реалий, однозначно расширится доля всех онлайн методик, хотя подходы при этом потенциально не изменятся. А если говорить о предметной области, к наиболее перспективным он отнёс изучение социального самочувствия, платежёспособность и готовность к покупкам, а также тестирование продуктов, упаковок и цен.

В ходе беседы поразмышляли и о требованиях к компаниям, а также к профессиональным навыкам самой личности современного исследователя.

— Каких-то сверхзапросов не ожидается. Возможно, возрастёт роль самодисциплины, ответственности, самостоятельной работы вне офиса и команды, — заметил А. Рузанов. —  А, что касается формата  и специализации, мне кажется, лучше ситуация у крупных международных исследовательских компаний. Они устойчивее, технологичней, и у них шире ассортимент предложений. В выигрыше будут и компании, которые сумеют продавать не данные, а консалтинг по внедрению полученных результатов.

На вопрос, как можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в отрасли, наш коллега ответил так: «Скорее, это ситуация «идеального шторма», когда совпали экономический кризис и пандемия со всеми вытекающими ограничениями. Думаю, даже сейчас никто не может дать прогноз, когда наступит улучшение».

Но даже после столь категоричного высказывания Александр не теряет уверенности в своей команде и поиске уникальности предложений.

— Мне кажется, уникальность — в составе и компетенциях той команды, которую удастся сохранить в этом шторме. Эта команда имеет свой опыт, экспертность, которые надо будет просто преломить через призму меняющихся обстоятельств, новых технологий, клиентских болей и потребностей. То есть, поиск уникальности — это индивидуальное упражнение в каждой отдельной компании, — подытожил он.

 

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск