Экспертное мнение

Исследовательская индустрия-2020: мы научились жить и работать совершенно в другой реальности

В конце года традиционно принято подводить итоги и строить планы на будущее. Чем запомнился 2020-й, какие уроки мы вынесли и чем ответили на внезапно брошенный вызов? Обо всём этом в нашем интервью с представителями ведущих отраслевых сообществ — Международной исследовательской ассоциации  ESOMAR, российской профессиональной ассоциации исследовательских компаний ОИРОМ, Российского общества социологов и Гильдии Маркетологов. 

 

Мы попросили коллег назвать знаковые для исследовательской индустрии события уходящего года, поделиться своими наблюдениями в части новых программных продуктов или интересных решений и рассказать о задачах, которые ставят перед собой в обозримом будущем. Ну и, конечно, никто не устоял перед возможностью поздравить своих собратьев по цеху с наступающим новым годом!

Давайте думать, обсуждать и доказывать ценность исследований в дивном новом мире

 

    Александр Шашкин

    Представитель
ESOMAR в России,
    генеральный директор компании
OMI     
    (
OnlineMarketIntelligence).
    Стаж в отрасли — более 20 лет.


— Мне кажется, что самым главным в уходящем году был опыт полного перехода в онлайн. Теперь мы живём, работаем и исследуем дистанционно и удаленно. Главное – это понимание, что так не просто можно, а часто даже и лучше.

Если говорить о перспективных направлениях развития отрасли, предлагаю обратить внимание вот на что. Маркетинговые исследования были придуманы для brick-and-mortar потребления. Давайте теперь зададимся вопросом, что исследовательская отрасль и каждая отдельная компания могут предложить в эпоху тотального digital, когда люди живут, покупают и развлекаются преимущественно онлайн? Не думаю, что эпидемия закончится, и жизнь станет прежней. Давайте думать, обсуждать и доказывать ценность исследований в дивном новом мире!

Всем коллегам и друзьям хочу пожелать понимания особого значения исследовательской деятельности в кризис, уважения к себе и к нашей профессии, успехов, удачи, а также любви, счастья и здоровья!

 

«Ковид» показал, что мы можем найти выход из любого положения

 

   

    Валерий Андреевич Мансуров

   Президент Российского общества социологов (РОС)
   Академик РАСН, доктор философских наук, профессор.
   Занимается социологией с 1965 года.

— Сейчас всё начинается с ковида (COVID-19), который усложнил прямые интервью, научное общение, научные дискуссии, но в то же время показал, что мы можем найти выход из любого положения. И в этой связи хотел бы отметить, что мы, вопреки всему, всё же подготовили и выпустили материалы не состоявшегося в этом году и перенесённого на следующий — очень важного мероприятия, которое проводится раз в четыре года, — VI Всероссийского социологического конгресса. Серьёзное издание, я сказал бы зеркало российской социологии! Что есть по российской социологии, практически всё туда включается. Такой смотр. Потому понятно, что вес его достаточно велик в плане организации, сотрудничества всех российских социологов. В том числе и Ассоциации «Группа 7/89».

Также важными для социологии я бы отметил четыре крупных всероссийских академических исследовательских проекта. Прежде всего, исследование в русле этносоциологии во главе с Дробижевой Леокадией Михайловной, позволяющие определить, как на все процессы, которые происходят в России, влияют этнические и межнациональные отношения.

Второе весомое направление связано с социокультурным развитием регионов. Сравнительное исследование проводит  член-корреспондент РАН Николай Иванович Лапин.

Следующий значимый проект связан с изучением человеческого капитала. Правда, в отличие от предыдущих, он основывается на международной методологии и методике.

Далее – направление во главе с Александром Васильевичем Тихоновым. Очень серьёзный грантовый проект Российского научного фонда, глобальное исследование того, что происходит в сфере управления обществом на разных уровнях, какие проблемы существуют, как их можно решать, и что из этого получается.

Важно, что участие во всех этих крупных проектах принимают представители практически всех регионов: до 300-400 исследователей в каждом.

Я бы пожелал, конечно, развития нашей науки, улучшения условий деятельности,   прекращения процесса выживания гуманитарных наук, в том числе социологии из системы высшего профессионального образования, что, к сожалению, сегодня происходит в нашей стране. Но я надеюсь, что позиция Министерства высшего образования и науки по отношению к гуманитарным дисциплинам изменится после того, как Госдума окончательно примет закон об образовании. Кстати, в нём нет ни слова о том, что система образования – это система предоставления каких-то услуг, а указано совершенно чётко и ясно, что это система, которая развивает и воспитывает гражданина. Прежде всего — воспитание, а уже после — образование! Вот это первое, чего бы я пожелал, чтобы происходило.

А если говорить о задачах на перспективу, в их числе — улучшение контактов, проведение большего количества научных мероприятий всевозможного формата, способных привлечь внимание не только людей, которые уже занимаются социологией, а ещё и молодёжи, которая может прийти в нашу систему.  Потому что социология, как и философия, для всех остальных наук является матерью. Невозможно представить себе инженера, врача, учителя, юриста, ну или любого другого специалиста, который бы ничего не знал о том, что такое общество, как оно функционирует, как изменяется, и что можно сделать, чтобы эти процессы проходили в интересах народа.

 

Индустрия научилась быстро проявлять сплочённость в сложный момент

 

 

 

 

 

   Евгений Попов

   Руководитель российской профессиональной
   ассоциации исследовательских компаний ОИРОМ.
  В исследовательской индустрии — 25 лет.

— Мне кажется, сложно отметить какое-то единое событие. Думаю, самое главное, что мы сделали в этом году, — научились работать в совершенно другой реальности. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но в целом, мы доказали в первую очередь самим себе, что индустрия жива, что работать вне офиса — это не так страшно. Да, есть сложности с проведением поквартирных опросов и, возможно, телефонных. При этом гораздо интереснее вызовы по переходу в онлайн и по поиску каких-то новых методов работы. Мне кажется, то изменение, которое было вынужденным, — и есть самое главное событие в исследовательской индустрии в этом году.

Кроме того, я бы отметил всё-таки важные индустриальные события, такие как Research EXPO, Грушинская конференция, Конгресс ОИРОМ, которые должны были состояться офлайн, но в силу обстоятельств переехали в онлайн и прошли, мне кажется, довольно хорошо.

Ну и ещё одним знаковым событием, конечно, считаю то, как в апреле индустрия выступила единым фронтом, обратившись с просьбой к премьер-министру включить нас в список пострадавших отраслей. И пусть просьба в этот раз осталась без ответа, по-настоящему ценным считаю то, что мы умеем теперь быстро проявлять сплочённость в нужный момент.

Что касается программных продуктов, тут точно не готов ничего рекомендовать, потому что этот вопрос находится в области коммерческой тайны, экспертизы, и у каждого здесь своя правда. Кто-то видит в каких-то вещах перспективу, кто-то не видит. И я предпочёл бы здесь остаться нейтральным. Однако хочу порекомендовать обращать внимание на те вещи, о которых говорилось и говорится на наших индустриальных мероприятиях. Тот же Конгресс ОИРОМ был полон различного контента с отличными примерами новых решений и того, как индустрия рассуждает в сложное время. Были и хорошо рассказанные историй, и взгляда на будущее. Я уверен, что если посмотрите такие мероприятия, как Грушинская конференция или индустриальные конференции по аналитике, — там тоже предложено много инструментов, которые могут быть полезны.

Скажу пару слов от лица ОИРОМ и про планы, которые ставим на 2021 год. Мы, как Ассоциация, объединяющая крупнейшие исследовательские компании, хотим продолжать активную работу с аудиторией. Будем делать онлайн-события, проводить различные вебинары, давать интервью. Нам важно, чтобы клиенты и наше общество, на благо которого мы работаем, знали, что есть такая профессия, что мы решаем много интересных и нужных задач. Наша миссия — повышать доверие к индустрии, к качественно проведённым исследованиям, к принятию решений на основе полученных данных, и мы будем продолжать ей следовать. Также в наших планах — вернуться в нормальный рабочий режим, чтобы мы задумывались не о том, как сократить, а о том, как приумножить.

Ну а пожелал бы я коллегам по цеху в первую очередь здоровья! У нас у каждого есть миллион историй про здоровье, которые можно рассказать по итогам этого года. Я, правда, прошу внимательнее к этому относиться, беречь себя, не торопиться возвращаться к предыдущей жизни, если вы не уверены или думаете, что возможна какая-то опасность. Это как раз тот случай, когда "Тише едешь, дальше будешь!" А ещё желаю рассудительности в принятии решений, справедливости, коммерческого успеха, спокойствия… И — благополучия в семьях! Этот год научил нас быть чаще со своими близкими людьми, и будет очень обидно, если мы вернёмся обратно к тому режиму, который предполагал бы меньше общения. С Новым годом! И будьте счастливы!

Постарайтесь не потерять бизнес, не уйти из профессии и продолжить успешно работать!

   Игорь Березин
   Президент Гильдии Маркетологов.
   В маркетинговых исследованиях и консалтинге с 1992 года.
   В 2001 г. стал одним из учредителей и президентом НП «Гильдия Маркетологов».
   В 2001 – 2005 гг. руководил группой «Эксперт-МА» по изучению
   «Стиля жизни среднего класса».
   В 2007 – 2015 гг. был одним из руководителей проекта по изучению
   сектора «Интеллектуальных услуг в России».
   

— Как и для всех остальных индустрий, пандемия, внесла существенные коррективы во все сферы, в том числе и в исследовательскую. Гильдия Маркетологов традиционно в конце года проводит опрос о состоянии, перспективах, оценках рынка маркетинговых исследований и маркетингового консалтинга. Сегодня очевидно, что рынок снизился на какой-то процент. Пока нет результатов экспертных оценок, говорить об этом трудно, но предполагаю, что от 10 до 20% снижение произойдёт в рублях, а в долларах, с корректировкой курса, — ещё сильнее. Это первое последствие. Второе из последствий, но первое по значимости – тенденция к сокращению face-to-face методов. Оно в связи с пандемией значительно ускорилось. Я думаю, что всё падение придётся как раз на долю офлайн-исследований. Соответственно, в сегменте онлайн-исследований, где прирост был плавным, постепенным— несколько лет назад он составлял 1-2%, в прошлом – 5%, — в этом году, возможно, составит 30-35%. Ключевой момент, влекущий за собой очень серьёзные проблемы для региональных компаний, специализировавшихся на обслуживании полей для крупных федеральных заказчиков —на субподрядах для ТОП -5 исследовательского рынка, федеральных игроков. Знаю, несколько региональных компаний уже закрылись, и это только начало тенденции. Будет происходить концентрация рынка, что, к слову, наметилось, ещё с 2008 года. И если до сегодняшнего дня она происходила медленно, то сейчас очень ускорилась.  

Если говорить о перспективах, обратить внимание надо на интеграцию пресловутой BIG Data с данными традиционных исследований. Это не новость, а постепенно идущий процесс, но в 2020 году он ускорился, и думаю, в ближайшее время станет ключевым. Отсюда и будут вытекать какие-то продукты. Продукт идёт от большого заказчика, всё остальное — не принципиально.

Если говорить о задачах на 2021 год, непосредственно руководство Гильдии их не ставит. У нас это происходит так: входящие в состав сообщества эксперты-маркетологи сами себе ставят задачи, а мы — Совет Гильдии — это упаковываем в какие-то стратегические направления. В этом году, к примеру, завершили работу, связанную с профстандартом МАРКЕТОЛОГ. Это заняло у нас четыре года. Летом 2018-гопрофстандартбыл принят Минтрудом, затем зарегистрирован в Минюсте, ещё полтора года ушло у наших специалистов, чтобы к нему разработать так называемые КОСы — комплексы оценочных средств. Всё делалось на общественных началах. На этом наш вклад, как сообщества по маркетингу, в профстандарт завершён. Остальные проекты продолжаются.  

К примеру, 20-й раз в этом году проводим опрос по оценке состояния и перспективах рынка маркетинговых услуг, о котором упомянул в самом начале. Результаты размещаем на сайте, традиционно обсуждаем с другими сообществами. Обычно мы это делали в конце января следующего года в офлайне, собирали круглый стол, но, видимо, в 2021 году придётся провести мероприятие в онлайн.

Постоянно идёт работа над книгами по маркетингу. Многие члены Гильдии сами пишут книги и учебники, составляют рецензии и отзывы. Мы ежегодно определяем лучшие книги года, а раз в несколько лет обновляем ТОП-50 книг десятилетия. Это тоже такой продолжительный проект, которому лет 15, не меньше.

Из относительно недавних можно назвать добровольную сертификацию по маркетингу. Мы разработали некий алгоритм, по которому в добровольном порядке проводим сертификацию. Это пока доступно членам Гильдии. Есть специальный сайт, посвящённый данному вопросу. Можно посмотреть, как всё проходит.

Ещё один наш проект – формирование библиотеки маркетинговых кейсов. Их на сегодня 55. Это значительно меньше, чем мы хотели бы, потому в следующем году будем более интенсивно работать, чтобы ускорить процесс написания кейсов.

Логика нашего развития такая: есть инициатива от членов Гильдии, которая озвучивается перед членами Совета, дальше обсуждаем, какие есть ресурсы, что можно сделать, в случае если инициатива находит одобрение. Если речь идёт по большей части о человеческих ресурсах, такие проекты обязательно реализуем. У нас низкобюджетная организация, мы живём только за счёт членских взносов. В мае 2021 года Гильдии Маркетологов исполняется 20 лет, и никаких грантов, никаких госденег мы ни разу не получали, и не собираемся. Поэтому всё, что реализуем, – исключительно своими силами либо с привлечением партнёров. К примеру, издаём ежегодник. В будущем году хотим сделать из него полноценный Справочник маркетолога, посмотрим, что из этого получится.

Коллегам по индустрии в наступающем году хочу пожелать завершения этой заразы и возвращения к более или менее нормальной жизни. И пусть вокруг всякие знатоки говорят: «Всё, конец истории, никогда мир не будет прежним, будет всё принципиально по-другому», мы в нашей стране и не такое переживали! А значит, переживём и это! Какие-то вещи станут вымирающими трендами, что-то в той или иной степени отыграют назад. Поэтому хочется пожелать, чтобы не было нанесено значимого ущерба не только здоровью, но и, конечно, деловой, профессиональной активности. Постарайтесь не потерять бизнес, не уйти из профессии и продолжить успешно работать!

 

© 2020-2022 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск