Экспертное мнение

Современный социолог: студенческий взгляд на профессию исследователя

Говоря об исследователях «новой формации», было бы неправильным обойти вниманием самих будущих социологов. Мы побеседовали со студентами вузов из регионов присутствия членов Ассоциации «Группа 7/89» и попросили ответить на ряд вопросов.

К примеру, почему они выбрали социологический факультет и были ли знакомы с исследовательской отраслью до поступления. Интересно было узнать, известно ли что-то нынешним студентам про профстандарт, чему обучают в вузе и какие предметы представляют для них наибольший интерес, а также просили назвать предмет, которого им не хватает в вузовской программе. Ну и не могли мы не поинтересоваться, намерены ли студенты по окончании университета пойти работать по специальности.

Сложилась довольно любопытная «мозаика».

Анна Гребенкина, 4 курс, департамент политологии и социологии УрФУ:

— До поступления в университет у меня были представления о социологии как об отрасли науки на стыке математики и обществознания. Ещё в школьные годы я заметила особую любовь к таблицам и формулам, но не выходящим за рамки заданий со звёздочками в ЕГЭ. Совсем математика не интересовала. Другим, не менее сильным интересом было обществознание, причём именно раздел «Общество» по учебнику Кравченко. Экономика/политика/право были не так интересны, как описания некоторых базовых явлений общества, например, субкультур. Прочитав от корки до корки описания всех возможных направлений, я поняла, что единственный возможный путь для меня – это поступление на социологию, потому что только в ней сочетается и техническое, и гуманитарное.

О профстандарте слышала, но с текстом не знакома. Чаще встречаю отсылки к Этическому кодексу РОС. Вопросы профстандартов поднимались в рамках предмета по методологии исследования в начале обучения, и эти знания надо бы освежить.

На вопрос, чему нас учат в университете, — прежде всего, думать как социолог. За 4 года обучения я заметила довольно серьёзные изменения в своём мировосприятии и мышлении в целом. Это выражается в комплексном взгляде на ситуацию/явление, критическом анализе информации.

На мой взгляд, особенно в социологическом образовании ещё и сочетание не только технических и гуманитарных дисциплин, но и теоретических и прикладных. Нет такого, что теория «болтается» где-то в воздухе, никому не нужная и слабо выученная. Нет и такого, что навыки операционализации понятий и расчёта квотной выборки так же «болтаются», ни с чем не связанные. Все дисциплины выстраиваются в стройную систему, позволяющую студентам получить знания…

Современный социолог должен уметь рефлексировать по поводу событий быстро меняющегося мира и уметь перестраивать свои навыки под требования этого мира. Огромный вклад в эти навыки делают прикладные дисциплины – методы исследований (качественные и количественные), методы анализа полученных данных (ПО, анализ данных), прикладная статистика. Из теоретических дисциплин особенно важна история социологии, позволяющая ретроспективно взглянуть на ход развития науки и понять, почему появлялись определенные теории.

Наибольший интерес среди учебных дисциплин представляют такие, где можно «пощупать» практику. Это методы социологических исследований, работа с ПО и обработка данных. По моим наблюдениям, именно эти предметы позволили одногруппникам понять, видят они себя в качестве социолога или нет. Остальные навыки, например, по представлению информации публике, можно наверстать, а вот понимание — как получить информацию и что с ней делать дальше, — закладывает фундамент исследовательского опыта.

С позиции студента, которому посчастливилось погрузиться в кухню исследовательской отрасли, могу сказать, что в вузовскую программу я бы добавила предмет, связанный с онлайн-исследованиями, т.к. актуальность этого направления была и ранее, но ситуация с пандемией лишь повысила её. «Методы онлайн-исследований», чувствуется некоторый провал в знаниях этой области.

Если же говорить об уровне полученных знаний, могу с уверенностью сказать, уже сегодня на выходе с факультета студент будет подкован не только в своей отрасли, но и в смежных, например, PR или аналитике, в которые при желании можно «уйти». 

И мне кажется, что именно комплексное обучение теории и практике делает выпускников более востребованными на рынке труда. Компетенции позволяют ему работать в самых разных сферах – от маркетолога (как локальных, так и крупных компаний), до аналитика, разработчика баз данных.

К лову сказать, мне уже удалось трудоустроиться по специальности, не получив эту специальность, – начиная с третьего курса я работаю помощником социолога на местной радиостанции. И это позволило увидеть, как в реальности применять полученные знания в ПО, как собирается реальное поле, какие трудности при этом возникают и как с ними справляться. Больше всего с исследовательской отраслью познакомила работа в реальных исследованиях — сначала с функционалом по контент-анализу, а затем уже с более серьёзным функционалом по полноценному анализу в UX-исследованиях или анализу маркетинговых фокус-групп. Благодаря этому сейчас у меня сложилось понимание «кухни» индустрии: какие есть направления внутри самой отрасли, какие навыки нужны. Но эти представления не полны, несколько отрывочны. 

После практики я хочу остаться в отрасли и заниматься количественными исследованиями. Среди привлекательных исследовательских компаний довольно нескромно лидирует IpsosRussia, также нескромно в топе желаемых крупные компании – СКБ, Мегафон, Яндекс. У меня пока нет явных предпочтений в том, где работать, есть понимание, что именно я хочу делать (т.е. обязанности).

 

Даниил Городов, 4 курс «социология», Институт общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ»:

— Факультет выбрал по причине наличия бюджетных мест в большом количестве. С отраслью не был знаком: когда шёл забирать студенческий билет, «гуглил», что такое «социология».

Если говорить о вузовской программе, у нас был предмет, затрагивающий в том числе профстандарт и получаемые на нашем направлении компетенции, поэтому имею об этом представление в рамках пройденного курса.

В вузе нас обучают методологии, от общего к подробному разбору методов, дают много теории, есть возможность применять полученные знания во время практики, а также на подработках по профессии, которые возможны благодаря центру социологических исследований при кафедре, а также партнерству кафедры с другими центрами социсследований.

В числе наиболее значимых предметов — естественно, методология проведения социсследования — основа, без которой никуда. История социологии, знакомящая с основными представителями социологической мысли. Ну и предметы, посвящённые теориям среднего уровня. Благодаря своей междисциплинарности и более конкретному разбору, они представляют для меня особый интерес: сюда можно отнести социологию молодёжи, управления, города, возраста и т. д. ... Разумеется, немаловажны и такие предметы, как психология, статистика, менеджмент и бизнес-аналитика. Всё в совокупности позволяет стать специалистом разносторонним и востребованным на рынке труда.

Если же говорить о том, что бы обязательно хотел включить в вузовскую программу? — При её достаточной гармоничности я бы ввёл отдельную практическую дисциплину, на которой студенты от начала и до конца, в условиях аудиторной работы, вместе разработали бы инструментарий, нашли из числа своих друзей-студентов интервьюеров, провели инструктаж, обработали информацию. Причем работали бы с реальным бюджетом, за счёт вуза оплатили бы работу интервьюеров, сами бы получили зарплату, сами распределили свои роли — в общем, прошли бы все этапы от начала и до конца, в реальной обстановке. Это можно проводить во втором семестре третьего курса, чтобы и диплом не отвлекал, и был уже определённый базис. Я считаю, что всей нашей системе образования не хватает практикоориентированности, полностью практический предмет, имитирующий реальный заказ от и до, — звучит интересно!

Что касается практических навыков. Практику я проходил в Международном центре социсследований, организованном заведующим нашей кафедрой. Главная проблема исследовательской индустрии, исходя из моего опыта участия и проведения исследований, — неграмотное распределение бюджета. При желании сэкономить набираются неопытные интервьюеры, которые зачастую недобросовестно или непрофессионально проводят опрос, часто происходит текучка интервьюеров, с такой проблемой я столкнулся, работая в МАУ. Интервью и транскрибты стоили копейки, огромные анкеты с кучей табличных вопросов могли стоить чуть больше 50 рублей за анкету, мало кто даже из студентов-социологов, уважающих свой труд,  соглашались участвовать. Объёмы большие, сроки сжатые, всё это, естественно, ухудшало репрезентативность опроса в разы. Заработная плата выплачивалась с огромными задержками, бывало, около года ждали. Соответственно, если заказчик хочет хорошее исследование, а проводящая сторона хочет сохранить и подтвердить свою репутацию, необходимо адекватно и прозрачно закладывать бюджет, приглашать проверенных интервьюеров, грамотно и с позиции реальности реализации в поле разрабатывать инструментарий.

По окончании университета был бы рад работать по специальности, но вакансий социолога по всей России можно пересчитать на пальцах. У нас в городе — и того меньше. После получения высшего образования хотелось бы, конечно, работать уже аналитиком, а не интервьюером, для которых, по сути, даже высшее образование не так важно, а скорее — грамотный инструктаж и личностные качества.

На счёт компании  — выбирать не приходится: куда возьмут. Если не получится по специальности, рассматриваю должности управленцев, эйчаров, в приоритете — областная администрация.

 

Ирина Соханева, Северо-Кавказский федеральный университет. Будущая специальность «социология»:

— Социологический факультет выбрала по двум причинам: специальность «социология» показалась интересной, и также это то направление подготовки, куда я прошла на бюджетную основу обучения по баллам ЕГЭ. Представлений о профессии было немного, ограничивались они проведением анкетных опросов населения на улицах.

В вузе дают хорошую базу теоретических и практических знаний о социологии, методологии социологических исследований. Выпускник вуза – будущий современный социолог — сможет самостоятельно подготавливать и проводить исследования общества различного уровня, анализировать и интерпретировать полученные данные. 

Так как в сферу моих интересов входит аналитика данных, предметы, связанные с этим направлением мне наиболее интересны: «Анализ данных в социологии», «Современные базы данных социологических исследований», «Социология новых медиа».

Опять же, руководствуясь собственными интересами, я бы включила в программу обучения дополнительную дисциплину, связанную с анализом социологических данных с использованием основ программирования.

Фундаментальную же базу для понимания социологии в целом составляют курсы дисциплин «Основы социологии», «История социологии», «Методология и методы социологического исследования», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования».

К слову сказать, мне уже посчастливилось применить знания о проведении полевого этапа исследования во время производственной практики в исследовательской компании «Регион-СК».

Если говорить о планах на будущее — в Ставрополе есть агентства и компании, специализирующиеся на социологических исследованиях, но, на мой взгляд, их недостаточно. Рассматриваю варианты работы по смежным профессиям – аналитика, маркетинг. 

 

Людмила Поликарпова, Самарский государственный экономический университет:

 — Пришла подавать документы в университет и узнала про такое направление, как экономическая социология. Мне стало интересно, и я решила поступить на него. До этого момента не была знакома с такой деятельностью.

В вузе нас обучают различным дисциплинам социологии. Учат писать программу исследования и проводить его, анализировать полученные данные. Наибольший интерес представляют дисциплины: методы и методология социсследования, социальная психология, матстатистика, соцстатистика. А вот что хотелось бы дополнительно включить в программу обучения, так это маркетинг.

Про профстандарт могу сказать, что это стандарт, в котором заключаются многообразные виды работы социолога... От разработки исследования, до его проведения, от анализа данных, до представления их заказчику...
Если говорить о практических навыках, полученных в период обучения в вузе, — мне довелось участвовать в нескольких исследовательских проектах. В каких-то из них —  в написании материалов для исследования и проведении фокус-группы, в каких-то — в подготовке отчётов по готовым данным.

Мне интересна данная сфера деятельности. Я бы хотела работать по специальности, но с компанией ещё не определилась.


Динара Байрамова, Самарский государственный экономический университет:

— Я выбрала социологический факультет по остаточному принципу. То есть была маленькая вероятность, что пройду на то направление, которое хотела, и в приёмной комиссии мне предложили новое направление «Экономическая Социология». До поступления в ВУЗ с этой отраслью не была знакома. 

Главная характеристика профессии «социолог» — проведение опросов общественного мнения и в целом сбор всяческой информации для статистики. 

В вузе мы получаем навыки осуществления различного вида проектов, сбора и обработки данных социологических исследований, создания методов воздействия на различные социальные группы, независимой оценки возможного воздействия управленческих решений на поведение людей и т.п.

Наибольший интерес среди предметов непосредственно для меня представляют основы делопроизводства, право, деловые коммуникации, менеджмент, социальная статистика.

В программу обучения я бы обязательно включила маркетинг и бухгалтерский учёт.

Несмотря на то, что по специальности я работать не планирую, считаю, что исследовательская деятельность многогранна и разнообразна, можно переложить на неё любую сферу своих интересов — будь то музыка или спорт, финансы, компьютерные игры или кулинария. А опыт написания исследовательской работы обязательно пригодится в будущем. 

 

Екатерина Ефименко, Самарский государственный экономический университет:

Социологию выбирала целенаправленно: мне необходима была программа, которая бы включала технические и гуманитарные предметы. Представление о профессии социолога было, была знакома с деятельностью Шанинки, была участником олимпиады РАНХиГС в 2017 г., профессия социолога привлекала тем, что в ней есть место для научно-исследовательской деятельности, свобода выбора предмета исследования.  

Что касается профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментным и прикладным социологическим исследованиям», могу предположить, что он содержит определение практической работы социолога, особенности проведения социсследований  и т.п.

В учебной программе много разнообразных дисциплин, которые поначалу кажутся никак не сопричастными конкретно с работой социолога (1С, языки программирования R, Питон и т.д.), предположу, что это делается для того, чтобы отвечать современным тенденциям трансформации рынка труда, но часов не хватает, чтобы освоить их в полной мере, в итоге все изучается не до конца, не полностью…  Каждый предмет так или иначе пригодится, казалось, что предметы социология медицины или политическая социология никак не входят в область интересов, но полученные знания часто помогают и сегодня. 

А если бы была возможность добавить в учебный процесс дополнительные дисциплины, обязательно включила бы маркетинг и смежные к нему; гендерные исследования; экспертные интервью; политические и социальные системы в сравнительной перспективе с упором на деление по странам. 

На вопрос, сложилось ли у меня какое-то представление об исследовательской индустрии, однозначно отвечу: «Да». Я являюсь членом Лаборатории Междисциплинарных Молодёжных исследований (кафедра политологии МГУ, ЭИСИ). По окончании вуза обязательно планирую работать по специальности, но не в исследовательской компании, ориентируюсь на компанию Mars, так как прошла там Лидерскую программу.  

 

Евгения Харисанова, Самарский государственный экономический университет:

— Буду краткой. До поступления в вуз не знала о таком направлении обучения. Подала документы, как запасной вариант, на случай если не пройду на экономику. 

В университете нас обучают как теоретическим основам социологии, так и практическим ( проведение исследований). Современный социолог – специалист, подкованный во всех сферах жизнедеятельности, умеющий объяснять те или иные явления, происходящие в области, как на практике, так и связывать их с теоретическими выкладками. Наибольший интерес лично для меня представляют экономика, менеджмент, экономическая социология, социология рынков. А вот добавить хотелось бы  предметы, связанные с продажами, продвижением и рекламой, так как в современном мире нужно уметь красиво представлять и уметь продавать, созданный продукт. 

Если говорить о погружении в исследовательскую индустрию, могу сказать, что за 4 года обучения определённое представление о прикладной социологии сложилось. За время учёбы принимала участие в написании программ исследования и составлениях отчётов. 

Пойду ли я после окончания университета работать по специальности? — Все возможно, но скорее буду трудить в смежных отраслях. 

 

Анастасия Горобченко, Самарский государственный экономический университет:

— Данный факультет я выбрала благодаря отзывам о работе социолога в интернете. В статьях говорилось, что социолог является востребованной профессией. 

В университете нам дают теоретические знания. Я думаю, что каждый предмет по-своему важен в профессиональной деятельности, но скорее всего пригодятся предметы, связанные с анализом данных, работа в программе SPSS, статистика. Я думаю, что в программу обучения стоит добавить маркетинг. Также важны практические работы: проведение опросов, анализ данных и т.д. 

Производственную практику вне университета мы пока не проходили, но у нас была возможность работы в колл-центре, также проводились исследования среди студентов университета. 

Если говорить о планах на будущее, возможно, я изменю свое решение, но сейчас не думаю, что хочу работать по специальности. 

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск