Экспертное мнение

Социология всегда об актуальном: взгляд представителя династии исследователей

Изучая вопрос, мы обнаружили, что далеко не все до поступления на социологический факультет были знакомы с профессией. А вот как делала свой выбор Анна Смелова — представитель, не побоимся этого слова, исследовательской династии из Новосибирска (ЦМИ «Инфоскан»).

По окончании в 2020-м году Новосибирского национального исследовательского государственного университета (НГУ), Анна поступила в магистратуру Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ, г. Санкт-Петербург) по направлению «Современный социальный анализ».

— В нашей семье знакомство с социологией начинается с детства. Я родилась в 1998 году, а исследовательская компания «Инфоскан» была создана родителями в 2001 году. Помню, как мама с горящими глазами рассказывала о необычных проектах, о людях, с которыми довелось познакомиться, о том, как разнообразен мир, и как благодаря социологии его можно познавать и выявлять новые тенденции. Одна из любимых игр в нашей семье – проводить слепые тесты в домашнем кругу. Каждый раз, возвращаясь из магазина, папа приносил один продукт разных производителей, и мы проводили тест – пробовали с закрытыми глазами, а потом бурно обсуждали, что нам понравилось больше, а что меньше, и почему. Кстати говоря, вопрос «почему?» в нашей семье ключевой. Не могу припомнить, чтобы ответ «просто» или «не знаю» остался бы без внимания. Родители привили нам желание увидеть суть, разобраться в истинных причинах. Порой я замечаю, как рассуждая о чем-то, машинально задаюсь вопросами: «почему так думаю?», «почему пришла к такому выводу?». Вопрос «почему?» полезен для любого специалиста, а в нашей отрасли без него не обойтись.

Возвращаясь к вопросу, почему я выбрала профессию социолога, думаю, это обусловлено как минимум тремя причинами: 1) привитие любви к социологии от родителей 2) желание глубинно разбираться в явлениях 3) социология всегда об актуальном = желание быть в курсе происходящего.

— Вы окончили Новосибирский университет. Чему вас обучали  на бакалавриате? Каким уровнем знаний и умений будет обладать современный социолог?

— НГУ дал мне классическое образование: познакомил с парадигмами социологии, с различными теоретическими подходами, с традиционными методами сбора информации, такими как анкетирование, опросы, глубинные интервью, фокус-группы и так далее. ВШЭ больше акцентирует внимание на аналитике, знакомит с различными методами анализа информации, в том числе с языками программирования.

В социологии существует как минимум два направления — «качественники» и «количественники». Кроме того, есть эмпирическая (практическая) и теоретическая социология. Я довольно часто слышу от преподавателей (как ВШЭ, так и НГУ) и сама замечаю по недавно проведенным исследованиям, что в последнее время идет смещение в сторону сочетания обоих направлений и выбора теории среднего уровня, то есть теории, близкой к эмпирике с фокусом на конкретном явлении, по поводу которого строятся гипотезы. Современные исследования совмещают в себе качественные и количественные методы сбора и анализа информации, придерживаются прикладных теорий, из которых можно вывести эмпирические закономерности. Новый тренд – обеспечение гибкой связи между эмпирическими и теоретическими уровнями исследования с сочетаниями как качественных, так и количественных методов. Поэтому, говоря о современном социологе, я бы сказала, что это data-аналитик, обладающий навыками программиста, умеющий работать как с качественной, так и с количественной с информацией, и способный извлекать из нее практическую пользу.

— У вас уже сложилось собственное осознанное представление об исследовательской индустрии?

— Да, мне довелось поработать в сфере маркетинговых и социологических исследований на разных этапах их проведения. Представление об исследовательской индустрии у меня начало формироваться с 14 лет. Тогда мне захотелось развить свои коммуникационные навыки, научиться без стеснения знакомится с людьми. Мама предложила подработку – рекрутер, интервьюер. Так я поработала в «поле», познакомилась с уличными интервью, холл-тестами. Стоит отметить, что работа, связанная с коммуникациями, требует много сил и энергии, особенно в тех случаях, когда собеседник недоволен. На производственной практике в качестве оператора CATI-центра я убедилась в этом еще раз. В день мне удавалось опросить около 15 информантов, после чего шла домой «выжатая» как лимон.

В настоящее время продолжаю работать в «Инфоскане», но уже в качестве руководителя проектов. Занимаюсь ведением проектов разной направленности, разработкой программы и инструментария исследования, обработкой и анализом данных. Первоначальный опыт работы напрямую с информантами пригодился для понимания «жалоб» интервьюеров, для выставления корректных сроков проведения исследования.

Помимо этого, периодически провожу глубинные интервью, что доставляет мне особое удовольствие. Не перестаю удивляться, как многогранно мы воспринимаем этот мир, как по-разному рассуждаем по поводу одного события. Помимо профессиональной деятельности, продолжаю отрабатывать свои навыки в рамках учебной. К примеру, сейчас нам дали довольно «экзотичное» задание — провести интервью с представителем одной из маргинальных, скрытых, труднодоступных групп.

— По окончании бакалавриата решили продолжить обучение в магистратуре, но уже совсем в другом вузе. Почему выбрали именно этот вуз и эту специализацию?

— Я рассматриваю Высшую школу экономики как один из ведущих, инновационных мировых вузов, где можно существенно повысить свой профессиональный уровень. Помимо этого, на третьем году обучения в НГУ, мне довелось съездить в Москву на выставку ResearchExpo (по работе), где я познакомилась с волонтёрами — студентами ВШЭ. Мы дискутировали об известных вузах России, в том числе, об обучении в Высшей школе экономики. Я узнала, какие интересные дисциплины там преподают, в частности agent-basedmodeling, социальная физика, языки программирования и др.

Магистерская программа «Современный социальный анализ» фокусируется на анализе данных, что очень востребовано на рынке социологических исследований. Что касается выбора трека программы, то хотелось бы рассказать предысторию моего образовательного пути. До поступления в НГУ, я училась в Физико-математической школе им. М. А. Лаврентьева (СУНЦ НГУ) с 9-го по 11-й класс. Мне нравились точные науки, и после окончания школы передо мной встал нелегкий выбор: продолжить учить физику и математику или уйти в гуманитарные науки. Я выбрала социологию, зная, что здесь используются методы математического анализа, в НГУ мне этого не хватило. Увидев паспорт программы трека «Аналитика социальных данных», я поняла, как соскучилась по математике и физике. Данный трек совмещает гуманитарные и точные науки, поэтому я захотела выбрать его.

Я думаю, что обучение в магистратуре ВШЭ сможет углубить мои знания и навыки по работе с количественными данными, познакомит с языками программирования и анализом социальных сетей, а также даст новые нетрадиционные и практические способы изучения сознания людей, их желаний и реального поведения, научит использовать BigData и правильно их анализировать.

— Планируете ли в дальнейшем работать в исследовательской индустрии? И если да, в какую бы исследовательскую компанию вам хотелось бы устроиться?

— Да, мне нравится работать в исследовательской индустрии, рассматриваю возможность построить карьеру в социологической сфере. Как один из вариантов, продолжить семейный бизнес, развить аналитическое направление, вывести «Инфоскан» на международный уровень как крупную компанию, занимающуюся социологическими и маркетинговыми исследованиями полного цикла.

Еще одной из сфер моих профессиональных интересов является социальная социология, а именно интеграция и адаптация людей с ограниченными физическими возможностями в общество. Меня привлекают вопросы прикладного социального характера. В рамках дипломной работы проводила глубинные интервью с незрячими и слабовидящими людьми. Работа была посвящена доступности существующих технологий для людей с ограничениями по зрению. Самостоятельно прорабатывала тему изучения и прогнозирования суицидального поведения на основе анализа социальных сетей. Рассматриваю вариант изучения социально значимых проблем в рамках профессиональной деятельности.

Меня также интересует сфера клиентского сервиса, в которой можно развиваться на стыке исследовательской индустрии – тайные покупатели, измерение лояльности клиентов и прочее.

— Какие предметы, которые изучаете в вузе (бакалавриат и магистратура), представляют наибольший интерес, и какие, по вашему мнению, максимально пригодятся вам на практике, как представителю исследовательской индустрии?

— Я больше практик, с теориями не дружу. Поэтому для меня самыми полезными дисциплинами оказались такие, где часто проходили практические занятия, реальные выходы в «поле», изучались и применялись методы сбора и анализа информации. Например, в НГУ мне запомнились следующие дисциплины: «Креативные решения в управлении и бизнесе», «Методика и техника социологического исследования», «Социальная психология», «Статистические методы маркетинговой аналитики». В ВШЭ из первого года обучения полезными дисциплинами оказались: «Язык программирования Python и социальные сети», «Методология и методы исследований в социологии», «Количественный анализ социологических данных», «Эконометрика».

— Какой бы предмет включили дополнительно в программу обучения?

— Было бы круто сделать предмет об актуальных происходящих событиях. На занятиях разбирать новости, писать мнение как социолога о том или ином явлении. Таким образом, прививать социологам желание иметь широкий кругозор и ориентироваться в большом потоке информации, выявлять важное, распознавать информационный шум, фейки.  Была бы очень полезной парой по поиску в интернете — как быстро «загуглить» нужную информацию. Зачастую проблемы именно с этим, сложно быстро найти ответ на возникший вопрос.

   © 2020-2024 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск