Экспертное мнение

Сергей Цыплёнков: Мотивация выпускников вузов в профессии никак не совпадает с тем, что нужно рынку

Не претендуя на комплексное исследование, Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» делает вывод о востребованности на рынке труда выпускников социологических факультетов вузов на основании анализа данных о трудоустройстве выпускников 2020 года восьми высших учебных заведений в разных регионах России.

Первое. Вузы в регионах практически не заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников, во всяком случае, по специальности «социология». Хоть какой-то вразумительной статистики на этот счёт нет. Наиболее часто встречающиеся оценки: «единицы»; «не более 5%»; «5-7 %», «мы не знаем» и т.д.

Второе. Анализ даже тех немногих данных, которые удалось получить, показывает:

  • из 122 социологов бакалавров, выпускников 2020 г. по специальности трудоустроено не более 8-10%. Причём большая часть из них поступила в магистратуру или осталась при кафедрах в вузах;
  • около 20% выпускников 2020 г. идут в маркетинг, рекламные и PR-агентства, аналитические подразделения различных компаний, на государственную или муниципальную службу на должности, не связанные с социологией;
  • основная масса выпускников 2020 года трудоустроилась по принципу «куда возьмут»: от помощника депутата, до «специалиста по продаже товаров и услуг». То есть продавцами.

 

Два примера двух разных вузов, где всё-таки, ведётся какая-то статистика:

  • из 17 бакалавров - выпускников 2020 года: 1 человек работает по специальности, 8 человек поступили в магистратуру, 8 человек устроились кто куда, но на должности, не связанные с социологией. И это ещё хороший пример.
  • из 12 выпускников бакалавриата 2020 года 1 работает по специальности, остальные — кто где, но работа не связана с социологией.

В этом же вузе из 17 выпускников бакалавриата в 2019 году трудоустроены: 2 человека по специальности, 3 человека в аналитический отдел коммерческих фирм (офис-менеджерами); 2 — в рекламные агентства; 1 — в администрации города (не социолог); 1 – устроился психологом; 1 – юрист (имеет юридическое образование); 1– специалист в банковской сфере (кассир), 1 человек – в пенсионный фонд; 4 — трудятся в сфере продажи товаров и услуг; 1- переехал в другое государство.

Третье. Реально в вузах регионов никто анализом потребностей в специалистах-социологах не занимается. Несмотря на такую «статистику» трудоустройства своих выпускников, вузы продолжают набор как на бюджетные, так и коммерческие места по этой специальности. Так, например, в этих же 8 вузах в 2019 году на бакалавриат и в магистратуру по специальности социология принято 267 человек. Если исходить из имеющейся «статистики» — 20-27 человек пойдут дальше по специальности, около 50 — в смежные с социологией специальности (во всяком случае полученные знания могут быть востребованы), остальные выпускники-социологи — почти 70% — будут заниматься чем угодно, только не социологией. И хорошо, если они устроятся хотя бы учителями в школу.

Как я понимаю, одна из проблем выпускников-социологов в том, что их учат «чему-нибудь и как-нибудь», поэтому и трудоустраиваются они «куда-нибудь». Хотя, наверное, это не главное. Насколько я знаком с выпускниками – их мотивация в профессии никак не совпадает с тем, что нужно рынку. И было бы действительно интересно изучить: кто, зачем и, главное, почему идёт на эту специальность. 

Сергей Цыплёнков,
директор ООО «Научно-исследовательская фирма
«Калининградский социологический центр»

 

 

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск