Экспертное мнение

Роман Бумагин: Чемпионат CatiCUP скрепляет рынок, формируя две главные ценности: стандартизация и человечность

Дать свою оценку Чемпионату CatiCUP мы попросили представителя одной из компаний-спонсоров — руководителя группы региональных коммуникаций Фонда «Общественное мнение», аналитика Романа Бумагина.

— Ваша компания выступила спонсором юбилейного, пятого  Чемпионата CatiCUP. Расскажите, что ждёте от конкурса?

— Невозможно рассматривать этот юбилейный пятый  сезон Чемпионата CatiCUP в отрыве от исторической ретроспективы и перспективы. В историческом разрезе для нас важно, чтобы этот  сезон стал ступенькой, которая продвинет Чемпионат в будущее – к десятому, двадцатому и пятидесятому юбилейному  конкурсу. Ведь как создаются традиции? Сначала энтузиасты своими усилиями несколько первых раз заявляют, обосновывают, утверждают  экзистенцию чего-то нового. Двигают это новое вперёд, преодолевая сопротивление мира, ранее не знавшего ничего подобного. Но постепенно, с каждым годом, это сопротивление, эта гравитация ослабевает. А в какой-то момент мир уже начинает сам помогать новому явлению продолжать быть.

Так вот, я желаю организаторам, чтобы этот год окончательно упрочил и закрепил присутствие конкурса в исследовательском мире. Чтобы CatiCUP стал чем-то самим собой разумеющимся – тем, что обычно происходит в середине весны. («Что у нас на дворе? Апрель? Снег растаял? Значит, скоро станут известны победители CatiCUP!»)

А в этом году пусть случится что-то особенное, чтоб через годы, на том самом пятидесятом юбилейном туре Чемпионата было, что вспомнить.

— Что в данном чемпионате, по Вашему мнению, самое ценное?

— Этот проект Ассоциации «Группа 7/89» относится к числу инфраструктурных отраслевых проектов, которых, как мы знаем, у Ассоциации несколько. Я представляю эти проекты как такие прочные струны, пронизывающие и скрепляющие нашу индустрию, облако всех компаний, присутствующих на рынке. Чемпионат CatiCUP скрепляет рынок, формируя две главные ценности: стандартизация и человечность. С первым всё понято: через экспертную работу широкого жюри, через последовательное уточнение требований к конкурсантам происходит осознание и выработка единых отраслевых стандартов качества.

Но важно и второе – человеческое измерение. Большинство наших интервьюеров — операторов CATI — попадает в профессию не из профильных техникумов или колледжей. Просто потому, что таких не существует. И часто для них мир ресёрча сводится к стенам своей компании, к своему коллективу. Чемпионат буквально расширяет для наших коллег–интервьюеров границы мира, помогает почувствовать принадлежность к широкому исследовательскому сообществу. Помогает увидеть свою роль в производстве социологического знания и важность этой роли. Это дорогого стоит. При этом осознание важности своего труда, конечно же, тоже положительно влияет на качество работы. Здесь всё взаимосвязано.

— В этом году конкурс можно назвать экспериментальным, компания МAGRAM, наряду с b2c предложила идею развивать направление b2b. Как Вы считаете, какие новшества ещё можно ввести в конкурс?

— Во-первых, мы приветствуем присущий конкурсу дух экспериментаторства. Действительно, умение работать с корпоративными респондентами, преодолевать секретарский барьер, выходить на релевантных теме опроса сотрудников компаний – это важный навык, который многое говорит о профессиональной подготовке интервьюера.

Еще со студенческих времен, когда я сам в конце 1990-х работал интервьюером на телефонных опросах, меня волнует проблема обработки интервьюером открытых вопросов. А именно, — ситуация, когда от него требуется работать буквально в режиме следователя: максимально точно реконструировать изучаемую ситуацию, понять, что человек имеет в виду. Здесь возникает вопрос «где остановиться?». Многие решают его формально: респондент уже наговорил много текста, пусть аналитики потом с ним разбираются. Но правильный подход, как мне кажется, заключается в том, чтобы продолжать разговор до тех пор, пока не возникнет ясность у самого спрашивающего. При этом такой ясности нужно добиваться лаконичными вспомогательными вопросами, которые заранее не пропишешь в скрипте. Лаконичными – чтобы не увеличивать радикально время звонка и не отбить у респондента интереса к разговору. Тот, кто обладает этими навыками, является настоящим профессионалом. В следующих турах Чемпионата можно было бы попробовать изучить работу интервьюеров с открытыми вопросами в этом аспекте – с акцентом на понимании.

— Что пожелаете командам-участницам?

— Конечно, хочется каждому участнику пожелать победы. Но ситуация «победили все» – неправильная. Это все равно, как если бы каждый участник лотереи выиграл по три рубля семнадцать копеек – победа есть, но невозможно почувствовать её вкус. Поэтому правильно будет пожелать участникам напряжённой борьбы и удачи, а победителям – ощутить вкус победы. И конечно, — извлечь из победы, почти победы или из поражения правильные уроки. Чтобы победить в следующий раз!

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск