Экспертное мнение

Нелли Романович: Если у города есть своё лицо, он всегда будет интересен приезжим

На очередной «Грушинской конференции», посвящённой анализу трендов, отражающих переход общества в новый постковидный мир, Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» выступит в стриме «Повседневность пандемии».  Доклады представителей ассоциации объединены в блок «Имидж города как стимул развития российского туризма, или Не было бы счастья, да несчастье помогло…». Проанонсировать предстоящее событие мы попросили инициатора заявленной тематики — генерального директора ИОМ «Квалитас», доктора социологических наук Нелли Александровну Романович.

— На вашей секции «Грушинской конференции» вы решили поднять тему внутреннего туризма. Почему обратились именно к ней?

— Секция называется «Имидж города как стимул развития российского туризма, или Не было бы счастья, да несчастье помогло…». Дело в том, что пандемия закрыла для россиян границы вожделенных туристических маршрутов в дальние страны, и волей-неволей согражданам пришлось осваивать достопримечательности просторов Родины. На этом пути их ожидало множество невероятных открытий. Оказалось, что в собственной стране, буквально под боком, есть места, которые вполне могут соперничать по красоте, уникальности и исторической значимости с заморскими странами. На самом деле, каждому городу есть чем похвастаться и чем завлечь потоки туристов. Но не всегда сами жители об этом знают. Иногда заезжие чужаки открывают им глаза. Крайне важен взгляд со стороны, который даёт штрихи к портрету города. Если у города есть своё лицо, он всегда будет интересен приезжим. Стихийно формируемый имидж города нуждается в отшлифовке заботливыми руками горожан. Тогда он сможет стать путеводной звездой для соотечественников, и деньги, запланированные на укрепление благосостояния граждан Турции, Италии, Таиланда и прочих обетованных мест, послужат развитию российских регионов.

— Какие вопросы планируете осветить на тематической сессии?

— Что касается вопросов… Я думаю, что каждый из участников конференции может задать себе самому вопрос: ради чего стоит приехать в мой город? Поинтересоваться тем имиджем своего города, который сложился за его пределами… Вообще, города меняются… Некоторые не узнают сегодняшнюю Москву, сравнивая с тем, что было 10 лет назад… Хорошо бы знать, какие изменения произошли за последние годы в твоём собственном городе. И важно изменить вектор российского туризма. Турагентства плачутся, потому что сократился поток зарубежного туризма, а работать на внутренний туризм они не привыкли. Да и спроса особенного не было. Так нужно его развивать, в том числе и прилагать усилия туроператорам. Представьте, Вы заходите в турагентство и видите большой плакат: «Города России, в которых Вы должны побывать ОБЯЗАТЕЛЬНО!». С соответствующими завлекательными фотографиями… Или наоборот: «В эти города ездить НЕЛЬЗЯ!». Кто-нибудь рисковый обязательно поедет…

— Кто будет ключевым спикером? Как звучит их тематика?

— Хотелось бы заполучить в ключевые спикеры Артемия Лебедева, который объехал все российские регионы и так распределил места между ними: на первом месте – Торжок, на втором – Кострома, на третьем – Оренбург. Пусть докажет справедливость своих предпочтений. Шучу, конечно… Артемий рассказал об этом в интервью Дудю, а Грушинская конференция — не его формат. Вряд ли согласится… Хотя попытаться можно. Не только Артемий пробовал как-то оценить города. Мне понравилось мнение блогера Ильи Варламова, который поставил Воронеж на четвёртое место в личном рейтинге городов России! Я ему за это признательна.

А вообще мы с радостью встретим всех желающих рассказать о своем городе, регионе или о каком-нибудь достопримечательном месте в нашей стране. Есть несколько спикеров, которые уже проявили желание выступить. Они планируют открыть для аудитории с новой стороны Воронеж, Казань, по-новому взглянуть на здравницу «Кавказские Минеральные Воды»... Но наши двери открыты…

— Кому и чем в большей степени будет интересна тематика – представителям туриндустрии или туристам?

— Думаю, что тематика в равной степени будет интересна и потенциальным туристами (а это все участники конференции!), и представителям туриндустрии. Последние заинтересованы в выживании. Пускай оперативно перепрофилируются на российский рынок, пускай учатся его «вкусно» продавать российским (а также иностранным) туристам.

— С какими запросами обращаются к исследователям представители туриндустрии или региональные власти, которые заинтересованы в привлечении туристов на свою территорию?

— Представители туриндустрии после пандемии в глубоком кризисе, и им сейчас не до исследований. То есть информацию они, возможно, и хотели бы получить, но денег на это сейчас нет. Большинство из них с надеждой ждут открытия границ, чтобы потихоньку восстановить былой поток российских туристов за рубеж. О том, чтобы переориентироваться на внутренний рынок, думают пока не многие.

Региональные власти в нашу компанию с подобными запросами не обращали, хотя до начала пандемии они были озабочены развитием туризма и привлекательности Воронежа для других российских регионов. В 2019 году были организованы бесплатные пешие экскурсии по центру города как для приезжих, так и для самих горожан. Мэр Воронежа Вадим Кстенин вообще назвал сферу туризма «лакмусовой бумагой» для города. Мол, если в городе активно развивается рекреационная сфера, значит, качество жизни достигло достаточно высокого уровня. И в плане благоустройства, и в плане благосостояния жителей. Правда, планка ожидаемого социального обслуживания с каждым годом становится всё выше, а требования заезжих туристов – всё жестче. Этому не просто соответствовать, но горожанам ясно дали понять, что власти к этому будут стремиться. К сожалению, коронавирус притормозил столь благие намерения, но, надеюсь, что не разрушил…

— Насколько соответствуют действительности рейтинги привлекательности регионов, которые периодически представляют на всеобщее обозрение?

— Смотря какие рейтинги… Если это личные рейтинги предпочтений тех или иных российских городов, преподнесенные гражданами, которые много путешествуют по стране (по примеру Артемия Лебедева или Ильи Варламова), то их вообще не стоит оспаривать. Можно проверить самому при желании и составить свой собственный рейтинг. Это субъективное мнение путешественников, и они вполне имеют право его высказать. Можно с этим соглашаться или не соглашаться – но это дело вкуса. А о вкусах, как говорится, не спорят…

Другое дело, если подобные рейтинги основываются на статистике. Например, в каком городе самые дешевые те или иные виды продуктов? В каком городе самые высокие зарплаты? В каком городе больше всего такси? Думаю, что подобным рейтингам вполне можно верить настолько, насколько мы вообще доверяем статистике. В крайнем случае, это можно и проверить, если задаться целью.

Третий вариант – если рейтинги основываются на социологических опросах. Здесь стоит доверять только в том случае, если прозрачна методика опроса. Тогда специалист сможет сделать заключение о степени доверия данным. Вообще, напомню на всякий случай, что без публикации методики никакие социологические данные не заслуживают не то что доверия, но даже и внимания. Еще много лет назад международное сообщество исследователей ESOMAR постановило, с согласия всех своих членов, просто не обращать внимания на публикации опросов, если нет ясности: кем он проведён, когда, каким методом, если не известен размер выборки и точная формулировка вопросов. Поскольку я член ESOMAR уже боле 20 лет, я взяла себе за правило просто не замечать такие публикации, как будто их не существует. Но иногда возникают неожиданности. Помню, несколько лет назад, мне вдруг позвонили из Москвы с вопросом, сколько в Воронеже мусульман? Оказывается, социологи переполошились из-за опубликованного (не помню сейчас какой фирмой) опроса, который поставил Воронеж на второе место в России по количеству мусульман. По-моему, чуть ли не 20% … А у меня под рукой как раз был недавний опрос воронежцев на тему религиозной идентичности. Согласно результатам нашего опроса, мусульман в Воронеже насчитывалось всего 1-2%. Конечно, коллеги из этой фирмы просто напортачили с методикой… Но эти данные сродни статистике, поэтому их можно проверить и легко опровергнуть. А вот как проверить заявление компании Zoom Market, которая опубликовала недавно у себя на сайте: «По данным федерального социологического опроса, проведенного в марте 2021 года независимым исследовательским агентством Zoom Market, самые бестактные люди живут в Ростове-на-Дону, Воронеже и Сочи»? Воронеж на втором месте по бестактности?? Конечно, меня заинтересовала методика. Она была представлена в публикации: «Опрос проводился по методу личных и телефонных интервью в 21 городе РФ. Общая выборка составила 2520 респондентов старше 18 лет». Рейтинг был сформирован на основании трёх вопросов:

  1. Скажите, случается, что Вы вмешиваетесь в чужие разговоры без приглашения?
  2. Вы всегда дослушиваете собеседника до конца, не перебивая?
  3. Вы любите давать советы, в том числе малознакомым людям?

Поскольку методика опубликована, то данные заслуживают внимания и обсуждения. Исследователи из Zoom Market для себя решили, что по ответам на эти вопросы можно идентифицировать бестактность. На мой взгляд, совсем не обязательно. Они могут свидетельствовать и о нетерпеливости, и о коммуникабельности респондентов. Иными словами, хорошо, что опубликованы вопросы – я успокоилась, и уже не считаю своих земляков бестактными.

Но речь не об этом. Настораживает сам рейтинг городов, в котором агентство просто распределяет между ними порядковые номера, не указывая точные проценты. Ведь на каждый город в такой выборке приходится только 120 опрошенных. Это, конечно, мало, чтобы делать заключения о характере всех горожан. Разве специалисты агентства об этом не знают? — Знают. Они вполне методически грамотные люди. Вот коммерческий директор агентства Андрей Штыров утверждает в своём интервью рейтинговому специализированному порталу «Пик маркетинга»: «Желательно не сокращать выборку до минимума и проводить не менее 600 интервью в рамках одного исследовательского проекта. Чем больше выборка, тем меньше процент погрешности». С этим утверждением можно только согласиться. И если рассматривать один город как отдельный проект, по которому они выносят суждение о характере всех горожан, то им следовало бы опросить не менее 600 человек в каждом городе. А 120 человек и целый город – это просто ни о чем!..

Но даже если имеем то, что имеем – 120 человек, опрошенных в одном городе, то справедливо было бы привести точные проценты тех или иных ответов на вопросы. Потому что разница между городами в процентах может быть мизерная. Например, разница между первым и десятым местом может быть менее 5%, потому что ответы респондентов могут отличаться лишь на десятые доли процентов. А если вспомнить, что ошибка измерения с такой малой выборкой будет больше 5%, то получается, что опрос не засвидетельствовал разницы между первым и десятым местом в этом рейтинге городов. Zoom Market – молодцы, что опубликовали методику! Теперь каждый специалист может сам уже решать, насколько стоит верить данным, насколько они соответствуют действительности.

— Есть ли какие-то прогнозные данные на летний сезон 2021?

— Можно ожидать, что в летний сезон 2021 года внутренний российский туризм будет расти. В прошлом году многие вынужденно искали места отдыха внутри страны и неожиданно для себя обрели те, которые им понравились. Наши знакомые, например, побывали на Байкале и точно хотят вернуться туда в 2021 году. Продолжается «освоение» Крыма, особенно после того, как заработал знаменитый мост.

В то же время туристы, которые не могут жить без заграницы, при возможности устремятся кто в Европу, кто – в более экзотические страны. Но найдутся и те, кто побоится ехать на зарубежные курорты в современных условиях. Ведь, если они там заболеют, то придётся выдержать двухнедельный карантин. Это обстоятельство тоже располагает людей в пользу внутреннего туризма. В общем, появился уникальный шанс всерьёз заняться этим направлением.

 

© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск