Архив

Барнаул: Сколько верующих на Алтае

в мае 2002 года социологи кафедры теоретической и прикладной социологии АГТУ провели социологическое исследование, в котором приняли участие 720 человек. В анкетном опросе были задействованы жители 15 сел и шести городов края. Впервые в своей практике социологи попытались определить степень воздействия религиозных ценностей и норм на семейно-брачные отношения. Результаты этих исследований и озвучила на состоявшейся 20 ноября пятой городской научно-практической конференции молодых ученых "Молодежь - Барнаулу" в своем докладе "Параметры и тенденции религиозности в Барнауле и Алтайском крае" аспирантка кафедры Наталья ЦЫГАНЕНКО. Результаты получились очень любопытными, а доклад был признан лучшим на секции социологии.

Параметры и тенденции религиозности в Барнауле и Алтайском крае

Характерной особенностью духовной жизни российского общества в последнее десятилетие является рост религиозности населения. Повышенный интерес к религии не случаен, в эпоху кризисов и потрясений традиционные ценности, вопросы нравственности приобретают особую значимость. Не последнюю роль здесь играет и прекращение преследований за религиозные убеждения со стороны государства и общества. Но о том, насколько широко религиозность охватила жителей нашего края, какова ее роль в общественной и личной жизни людей, до недавнего времени можно было только догадываться.

И вот в мае 2002 года социологи кафедры теоретической и прикладной социологии АГТУ провели социологическое исследование, в котором приняли участие 720 человек. В анкетном опросе были задействованы жители 15 сел и шести городов края. Впервые в своей практике социологи попытались определить степень воздействия религиозных ценностей и норм на семейно-брачные отношения. Результаты этих исследований и озвучила на состоявшейся 20 ноября пятой городской научно-практической конференции молодых ученых "Молодежь - Барнаулу" в своем докладе "Параметры и тенденции религиозности в Барнауле и Алтайском крае" аспирантка кафедры Наталья ЦЫГАНЕНКО. Результаты получились очень любопытными, а доклад был признан лучшим на секции социологии.

Номинально верующие

Назвали себя верующими 30 процентов жителей края, 48 процентов пока колеблются между верой и неверием, а 22 процента - атеисты. Но поскольку самооценка не является достаточным и надежным критерием религиозности, социологи уточнили религиозные характеристики респондентов по двум основным признакам - глубине религиозного сознания и степени религиозной активности. Оказалось, что верить в Бога - это одно, а быть верующим - это совсем другое. Многие верующие являются таковыми скорее номинально: лишь 12 процентов из них регулярно посещают церковь, и только 6 процентов ежедневно совершают молитву. Не вписывается в рамки религиозных канонов и содержание сознания верующих - его замутняют околорелигиозные мифы и предрассудки. Так, например, вера в астрологию (ее разделяют 54 процента "верующих") опережает веру в пришествие Христа (53 процента). Такое положение, по мнению автора работы, можно оценить не как обоснованную мировоззренческую позицию, а как прорелигиозный настрой, обусловленный влиянием господствующего позитивного отношения к религии. Религиозность воспринимается многими как знак духовности, национально-культурный символ, а не как следование определенной религиозной практике. Об этом говорит тот факт, что доля респондентов - барнаульцев, назвавших себя православными (58 процентов всех опрошенных), в исследовании оказалась намного выше доли верующих (30 процентов).

Какие ценности нам ближе

О господстве идейной эклектики свидетельствует и анализ мировоззренческих ориентиров, колеблющихся между верой и неверием: сам масштаб этой группы, неустойчивость взглядов. Из всех колеблющихся 50 процентов все же склонны к вере в Бога, 40 процентов - к атеизму, а 10 процентов не смогли выбрать приоритет. В целом благосклонно или равнодушно относясь к религии, они предпочитают оставаться в стороне от нее.

Как отмечает Наталья Цыганенко, низкая воцерковленность жителей Барнаула и края имеет много причин и объяснений, но главными из них являются длительный перерыв в религиозном образовании и воспитании поколений нашей страны, а также процесс рационализации мировоззрения современного человека, обусловленный прогрессом науки и техники.

Интересна расшифровка ответов на вопрос, касающийся понимания сущности религии. Большинство респондентов (45 процентов) понимают религию как средство утешения и помощи человеку, 33 процента - как культурную составляющую общества, его неотъемлемую традицию, для 15 процентов религия есть особое миропонимание, для 13 - средство нравственного самосовершенствования общества, а 6 процентов опрошенных считают, что религия - это способ обмана людей и манипулирования ими.

Показательно распределение суждений о значимости духовных ценностей. С фразой "Духовные ценности важнее материальных" согласились 55,5 процента верующих. 37 процентов колеблющихся и 34 процента атеистов.

Портрет верующего

Представим теперь социально-демографический портрет религиозного человека. Исследования 60-80-х годов фиксировали преобладание религиозности в сельской местности, среди женщин и стариков. Анкетный опрос и наблюдение показали, что наиболее активно вовлечены в сферу религиозного влияния представители старшей возрастной группы и молодежь. Среди респондентов в возрасте до 30 лет оказалось больше верующих (31 процент), чем в группе старше 30 лет (28 процентов). Среди молодых больше колеблющихся (55 процентов), атеистами назвали себя лишь 14 процентов молодежи. Истоками религиозности молодых, считают социологи, послужили социокультурные изменения в стране за последнее время, повышенный интерес к религии и своеобразная интеллектуальная мода на нее.

Любопытно, что женщины более склонны к вере, верующими назвали себя 33 процента женщин и лишь 22 процента мужчин. Соответственно меньше среди них и атеистов - 13,7 процента против 27,4 процента у мужчин. Эта тенденция - большая степень религиозности женщин - отмечается практически во всех исследованиях на протяжении длительного времени и имеет объяснение. Поскольку социальные институты религии и семьи схожи тем, что ориентированы на сохранение традиций, то социальные роли женщины как носителя высших ценностей в семье более совместимы с религиозными ролями.

По-прежнему заметна взаимосвязь между религиозностью и уровнем образования: среди верующих выше доля лиц со средним образованием (31 процент), а высшее образование имеют 26 процентов. Колеблющиеся и атеисты в целом более грамотны, среди них выше доля лиц с высшим и средним образованием.

Есть некоторые отличия и в семейном положении трех анализируемых групп: среди верующих в два раза больше семейных респондентов - 60 процентов, а доля несемейных всего 39 процентов (в группах колеблющихся соответственно 30 и 69, у атеистов 28 и 70 процентов). Нужно отметить, что процент семейных верующих высок лишь в традиционных религиях - христианство, ислам. Нетрадиционные религии, то есть секты, не зря называют деструктивными, зачастую они способствуют лишь развалу семьи.

Но по уровню материального достатка верующие все же отстают от других групп - 45 процентов из них имеют доход до 1,5 тысячи рублей. Интересно, что самыми богатыми оказались колеблющиеся между верой и неверием - 28 процентов из них имеют доход свыше 3 тысяч рублей (атеисты, соответственно, 23 процента, верующие - 19,5 процента).

Исследование не подтвердило стереотип о более высокой религиозности в сельской местности. Доля городских верующих (30 процентов) оказалась чуть больше доли сельских верующих (26 процентов). У сельчан заметнее неопределенность позиции в отношении религии, ниже культовая активность. Объяснение этому можно найти в большей мобильности горожан, их восприимчивости к новым веяниям. К тому же в городах более активна деятельность религиозных организаций.

Не смотря на то, что по своим социальным характеристикам современный верующий немного уступает колеблющимся и атеистам, его социальное самочувствие лучше. Так, на вопрос "Довольны ли Вы своей жизнью?" утвердительно ответили 40 процентов верующих, 30 процентов колеблющихся и 25,5 процента атеистов.

***

Кстати

В то время, когда мусульмане уже отпостились и вовсю празднуют Уразу, у православных христиан сегодня, 28 ноября, пост только начался. Продолжительность его 40 дней, заканчивается на Рождество Христово, а потому и называется Рождественским. Если вы решили соблюдать пост, то воздержитесь в эти дни от мяса, яиц, молока, сливочного масла и прочих продуктов животного происхождения. Хотя рыба разрешается во все дни, кроме понедельника, среды, пятницы и последней недели поста. Морепродукты можно есть в любой день.

Правда, старикам, детям, больным, беременным и кормящим матерям допускается послабление, которое индивидуально определяет священник.

Фото:

- Без храма город не стоит. Фото Михаила Хаустова.

28.11.2003//Подготовил к печати Виктор ЗУБЕНКО.//Сколько верующих на Алтае//Вечерний Барнаул//(Барнаул)
© 2020 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск