Экспертное мнение

Запросы заказчиков все больше и больше идут в формате «здесь и сейчас

«Запросы заказчиков все больше и больше идут в формате «здесь и сейчас». Объем работ сильно увеличился. Вероятно, это связано с политической турбулентностью в стране и в мире. Приходится работать быстрее, потому что «прошлогодний снег» давно уже никому не нужен». Интервью по итогам года с Валерием Федоровым, генеральным директором ВЦИОМ.


Валерий, в рамках интервью хотелось бы подвести итоги 2018 года, а также поговорить о тенденциях развития исследовательской отрасли. Какие тренды уходящего года Вы считаете главными в отрасли?

За всю отрасль мне сложно говорить, так как мы развиваемся не в самом крупном ее сегменте, маркетинговыми исследованиями почти не занимаемся. Медиаизмерения - крупный, но специфический сегмент, и о нём лучше рассказать директору нашей «внучки» Руслану Тагиеву. Наш главный фокус - социально-политические исследования. В общем масштабе рынка этот сегмент занимает не более 10%. Выделю пять главных актуальных трендов в нашем сегменте.

Первое: объем работ сильно увеличился. Вероятно, это связано с политической турбулентностью в стране и в мире.

Второе: запросы заказчиков все больше и больше идут в формате «здесь и сейчас». Приходится работать быстрее, потому что прошлогодний снег уже никому не нужен. Неслучайно мы еще два года назад перешли на ежедневный ОМНИБУС. Это была «первая ласточка», и придумала её наша Юлия Баскакова. Сейчас мы понимаем, что сделали все вовремя и очень правильно. В этом году мы выборку «Спутника» резко расширили: начинали с 600 респондентов в день, потом довели до 1000, а в этом году – до 1600 респондентов.

Требование «здесь и сейчас» влияет и на методические подходы. В частности, квартирные опросы все меньше отвечают жестким требованиям по срокам. Качественный квартирный опрос в сжатые сроки в России провести невозможно, мы в этом убедились. Поэтому - тренд на сокращение доли квартирников. Там, где возможно - замена телефонниками, там, где невозможно - комбинированные исследования, т.е. совмещение двух методов. Начинается и выход в онлайн…

Третий тренд: больший упор на качественные исследования. Это, на мой взгляд, также связано с турбулентностью, с тем, что стабильность в очередной раз закончилась, общество предъявляет запрос на перемены, оно не готово ждать. Власть чувствует, что разворачиваются новые процессы. А в данной ситуации количественные исследования не всегда могут дать своевременные и исчерпывающие ответы, поэтому растет запрос на качественные исследования. Они быстрее и лучше способны разглядеть ростки нового, которые возникают всегда не в мейнстриме, а на периферии.

Четвертый тренд: прогнозирование. В ситуации турбулентности, как замечал в свое время Игорь Задорин, все хотят знать, что будет завтра. А возможности предсказать это завтра сокращаются! Вот такие ножницы, и мы в них попали. В марте мы и наши коллеги очень хорошо спрогнозировали результаты президентских выборов. В сентябре результаты региональных выборов спрогнозировали уже чуть хуже. Очевидных провалов не было, но есть над чем поработать. Поэтому для нашей отрасли прогнозирование сейчас - в большом приоритете.

Пятый тренд – консалтинг. Маркетологи с этим столкнулись давно, а сейчас эта волна докатилась и до нас. Нас уже воспринимают не только как счетчиков, измерителей или даже аналитиков, от нас все чаще ждут рекомендаций, советов, консультаций. Так что барьер между исследованиями и консалтингом постепенно размывается, и в дефиците – специалисты не просто в исследованиях, но и в конкретной предметной сфере, области, отрасли, способные интерпретировать результаты исследований и делать из них управленческие выводы не хуже самих заказчиков.

Какие технологические новинки появились в этом году в вашей компании?

Мы продолжаем развивать наш ежедневный ВЦИОМ-СПУТНИК, как я уже говорил, мы расширили выборку. Кроме того, работали еще по четырем важным направлениям.

Первое: около полугода ввели эксперимент по добавлению в эту выборку части респондентов, опрошенных через интернет. Но пока не пришли наши методологи и аналитики к однозначному выводу, можем ли мы из стадии экспериментов перейти в индустриальную стадию. Так что эксперимент пока продолжается. Это тоже комбинирование, но уже не телефон и face-to-face, а комбинация с онлайн.

Второе: расширяли онлайн опросы всеми доступными методами. Увы, пока пришли к выводу, что в социально-политическим сегменте, где понятие репрезентативности очень важно, онлайн-опросы сегодня позволяют нам добраться только до 8-12% необходимых респондентов. Поэтому экспансия онлайн-опросов в нашем сегменте – это не сегодня и даже не завтра. Но мы продолжаем искать методы доступа и схемы, которые позволили бы обеспечить эту репрезентативность.

Третье: активно экспериментировали с роботизированными опросами. Передали роботу опросы на контроль. Сейчас экспериментируем уже с тем, чтобы короткие содержательные опросы тоже проводить с роботом.
Эти эксперименты не завершены, они активно идут. Конечно, мы хотели бы расширить применение роботизированных опросов и большую часть коротких анкет телефонных делать при помощи робота.

И четвертое - мы провели экзитпол на президентских выборах с применением элементов блокчейна. Мы даже назвали его «смарт-экзитпол». Это был наш первый опыт. Конечно, применение блокчейна во всех наших процессах можно масштабировать. Нашей индустрии сегодня не хватает общественного доверия и блокчейн это неплохой способ, если не рассеять это недоверие, то, по крайней мере, поколебать такие установки. Потому что блокчейн дает возможность любому желающему проверить, насколько наши данные, которые мы предъявляем обществу соответствуют действительности.

Какие важные события произошли в этом году в вашей компании?

В марте 18-го Грушинская конференция прошла образцово. У нас новый партнёр - Финансовый университет. Более современное удобное здание, более прагматичная программа. Меньше было участников, так как мы подняли в этот раз оплату за участие. Это был сознательный ход, не для того, чтобы обогатиться, а, чтобы отсечь значительную долю тех, кто на самом деле учеными не являются, а хотят просто поставить себе галочку о посещении мероприятия. Вектор движения: от массовости - к содержательности. А в марте следующего года пройдет очередная IX Грушинская конференция на тему «Социология и социальная инженерия». От исследований и измерений мы движемся к активным, управляющим воздействиям в жанре консалтинга.

В сентябре мы отмечали «ВЦИОМ-Рестарт» - 15 лет работы нынешней команды. Мы собрали клиентов, партнёров, коллег и представили некоторые проекты, идеи, что будем делать дальше.

В декабре эти идеи оформились в целостный документ, который называется «Цифровой ВЦИОМ». Это официальный документ, который утверждает наш акционер – государство. Он имеет статус долгосрочной программы развития. Эта программа рассчитана на шесть лет - с 2019 по 2024 гг. Там запланировано много важных и интересных изменений. Основной вектор – цифровизация всех процессов, автоматизация и превращение из большой разросшейся семьи в фабрику, управляемую по законам индустрии с четкими стандартами, регламентами, управлением по классическим лекалам. Важный акцент - на повышение производительности труда за счет сокращения доли человеческого труда и увеличение доли труда автоматизированного, т.е. информационные системы и инвестиции в них.

В октябре мы приняли участие в индустриальном мероприятии – Research Rally в рамках РИН при участии ESOMAR. Это был хакатон - соревнование исследовательских команд, впервые прошедший в России. На мой взгляд, очень полезная практика, интересная, весёлая, с драйвом. Будем думать, как сделать ее регулярной.

Как Вы в целом оцениваете год? Какими победами он был отмечен? А что оказалось для Вас самым сложным в уходящем году?

Год, на мой взгляд, удачный. Несколько цифр:

- мы обработали рекордный объем запросов. В этом году у нас уже завершены или находятся в работе 546 проектов, что на 10% больше, чем в 2017 году;

- значительно – на 17% - увеличился наш коллектив. Появились новые подразделения, например, Департамент маркетинговых коммуникаций. Стремимся больше структурировать и систематизировать работу с клиентами, которых становится все больше. Приняли новый таргет на интенсификацию работы с корпоративным сектором.

Конечно, непростой был год в плане нагрузки. Но мы нашли на это ответ: запустили крупную программу корпоративного обучения. Почти половина сотрудников компании в ней приняла участие. В нашей истории такого прежде не было. В следующем году наше корпоративное обучение обязательно продолжится. Поэтому решили создать целый Корпоративный университет - и уже открыли вакансию его руководителя.

Какие планы на будущий год? Что Вы ждете от 2019 года?

Планы наши теперь подчиняются долгосрочной программе развития «Цифровой ВЦИОМ». Мы ждем дальнейшей турбулентности, она явно будет. А где турбулентность, там и запросы от заказчиков. Не заскучаем точно.

Есть другой риск – не надорваться. Будем этот риск купировать, с одной стороны, через обучение сотрудников, будем учить их делать больше за меньшее время. А с другой стороны, будем продолжать расширять команду. У нас много вакансий! Всех интересующихся адресую на сайт ВЦИОМ, там появился специальный раздел для соискателей. Нам нужны исследователи – и молодые, и состоявшиеся.

Еще одно ключевое направление – автоматизация, более технологичные методы исследования, больше роботов, больше информационных систем. Все, чтобы сэкономить живой человеческий труд, и дать нам возможность заниматься действительно творческими исследовательскими вещами, а не скучной рутиной.

   © 2020-2024 Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89». Все права защищены.

Поиск